Задача сделать продолжение Warhammer 40000: Space Marine — не такая банальная, как может показаться. Оригинал был игрой простецкой, если не тупой (чего уж стесняться). Геймплей и всё остальное там на грани — повтори сейчас один в один и получишь пинок под зад. Переделай всё по-другому и магия развеется — может, и хороший «спейсмарин» будет, но не тот, которого мы полюбили. Но Saber Interactive сориентировались и сделали всё как надо. Даже лучше, чем можно было у себя в голове нафантазировать.
Space Marine 2 — это почти ремейк оригинальной игры
Или же мягкий перезапуск, в духе God of War с бородатым Кратосом. Формально-то это прямой сиквел: тот же герой, разрывная концовка оригинала сыграла, прошло сто лет, новое место — новая история. Да и вместо орков, знаете ли, планету штурмуют тираниды, ведомые своим ненасытным коллективным разумом — принципиально иной враг. Хаоситы, впрочем, из-за угла снова выглядывают, но иного мы и не ждали.
Однако уже в первых же заданиях ультрамарин-космодесантник Деметриан Тит потихоньку повторяет уже пройденный в 2011 году путь. Снова дерзит и недостаточно чтит кодекс, снова вызывает подозрения у начальства и сослуживцев. Учитывая его прошлые заслуги, всё это, конечно, играет более яркими тревожными красками. Чем дальше, тем больше знакомых мотивов. А разработчики сознательно фокусируются на них — и особенно на реакции Тита.
Но это всё же не «самоповтор» (и не потому, что первую часть делала другая студия — Relic). Мотивы старые, а идея новая. Тит стремится повернуть историю в другое русло — с более благоприятным для него финалом. Ищет баланс между желанием доказать всем, что его помыслы чисты и сохранением собственных убеждений. Тончайшая работа с исходным материалом! Ну и тема формирования боевого братства в Space Marine 2 важна — от неё прямо исходят флюиды старых Gears of War.
Но всё это — некое «закулисье» для внимательных. На поверхности-то знакомая военщина с квадратным подбородком и шаблонными тропами. Эвакуируй, уничтожь, удерживай точку, не умничай. Но мы и не против — не за этим изначально пришли.
Как же приятно в Space Marine 2 кромсать
И сносить бошки из болтеров самых разных цветов и размеров. Вторая часть — это всё ещё уникальная смесь слэшера и шутера от третьего лица, в котором обе половины важны и работают. Тут Space Marine 2 тоже не отошла от принципов оригинальной игры слишком далеко, но прокачала их так, что в ушах трещит.
Толпы тиранидов в Space Marine 2 ведут себя почти как жидкость, они накатывают волнами и разбиваются о космодесантников. При этом каждый отдельно взятый «жук» — это всё-таки полноценный самодостаточный противник. Но главное — эти волны приносят врагов покрупнее, их парой выстрелов не загасишь. Приходится бегать кругами, стрелять, рубить, добивать, парировать и кувыркаться — почти как в соулслайках. Но и простенькие комбо для холодного оружия остались и даже стали разнообразнее.
Прелесть Space Marine 2 в том чувстве потока, которое она создаёт. В ней нельзя только кромсать или только стрелять. Тут ты ощущаешь себя как думгай с классического арта DOOM. Всегда окружён, всегда по колено в крови отрубленных жвалах, но никогда не сломлен. Все стычки — это опьяняющий хаос, лязг болтеров и звон цепных мечей. Поначалу геймплей комкается в странную кашу, но довольно быстро ты понимаешь что к чему и начинаешь на рефлексах раздавать во все стороны, получая кайф каждую секунду. Звуковой ландшафт сливается воедино с тактильностью местного рубилова и только болтеры задают ритм — бах-бах-бах. Свинцовость действа вдавливает тебя в грязь, но твоё противодействие только усиливается, пульсируя, когда ты добиваешь очередного врага или активируешь ульту. Описывать геймплей Space Marine 2 менее эмоционально и более конкретно просто нет смысла — игра об ощущениях, как оно и должно быть.
При этом Space Marine 2 всё такая же «тупая» и линейная
Геймплейная постановка здесь — редкое явление. Мы идём вперёд и топчем жуков. А потом идём вперёд и сносим бошки хаоситам. Иногда совмещаем. Пару раз прыжковыми ранцами пользуемся, а ещё разок свору тараканов отгоняем огнемётом. Ничего особо изобретательного. Вся игра — это одна большая сцена с крошечной, но важной кульминацией, закрученной вокруг знамени ультрамаринов. Но это нормально, учитывая безумную аддиктивность рубилова и десятичасовую кампанию, которой при всей её дуболомности — мало. На помощь приходят кооперативные миссии, которые связаны с сюжетом напрямую и разворачиваются параллельно ему — такие ещё более заряженные мясом, быстрые сайды.
Там ещё прокачка, кастомизация, PvP по желанию и красивые наплечники для брони. Но я уверен, что без бьющего себя в грудь Тита, ежесекундно готового умереть за Империум, вся эта система развалилась бы. Как и без общего религиозного пафоса «вахи». Как и без титанических соборов, техноготики, сервочерепов, молитв Адептус Механикус — без сумасшедшего, дающего даже Elden Ring прикурить гигантизма. Эстетика Space Marine 2 не просто давит, она бьёт по черепушке громовым молотом. Эта игра без лишних слов, с присущей ей сухой милитаристской прямотой за считанные часы объясняет, почему Warhammer 40000 — круто. Лучшего визуального воплощения у этой обречённой вселенной ещё не было.
Про Warhammer 40000: Space Marine 2 невозможно говорить не от сердца. Даже не будучи погружённым фанатом «вахи». Не зная всех деталей лора и актуальных событий вселенной, к которым игра в своей обособленной истории постоянно отсылается. Настолько цельные, правильные с точки зрения синергии геймплея и сеттинга игры появляются редко. Пройти Space Marine 2 — это как кубарем скатиться с горы. Если осмыслить: опыт неоднозначный, но уж точно стремительный и захватывающий — вы его запомните.
Warhammer 40000: Space Marine 2 выходит 9 сентября на ПК, PS5 и Xbox Series X|S. Ранний доступ для обладателей премиального издания стартует 5 сентября. Игра доступна в российском Steam и полностью переведена на русский язык (субтитры и озвучка).