Да, реально все. Разработчики жалуются, что их грубо высмеивают даже коллеги. Сейчас страсти по Redfall уже утихли, игру не упоминает сама Microsoft, онлайн её стремится к нулю, а после выхода The Lord of the Rings: Gollum (о которой мы тоже ещё поговорим) она перестала быть худшей игрой года. Самое время подвести итог — разобраться, так ли уж всё с Redfall плохо, и почему на неё все ополчились.
Да, Redfall абсолютно ужасна почти во всём
Игра плоха настолько, что в ней и разбирать-то нечего. Изначально я хотел написать текст в духе «как получить от этого удовольствия», как я однажды делал с Marvel’s Avengers. Но я реально не знаю, как. Я пробивался через игру.
Что в Redfall сделано хорошо? В ней есть парочка симпатичных локаций и несколько приятных глазу пушек. Иногда, на мгновение, вдруг усиливается атмосфера крипотно-уютной американской глуши, напоминающая об Alan Wake и Стивене Кинге. На этом всё.
Что в Redfall сделано плохо? Всё остальное. От чудовищно никакущего арт-дизайна, который будто делала нейросеть, до базового геймплея. Проблема вовсе не в том, что знаменитая своими иммерсив-симами Arkane вдруг решила сделать сервисный лутер-шутер. Беда в том, что получился очень плохой лутер-шутер, в котором не весело даже в компании друзей — а это достижение. В Redfall никудышная стрельба, скучные одинаковые враги, не вдохновляющий на гринд лут, пустые сайды и много-много дурацкой беготни и поисков иголок в стогах сена.
Уровень Redfall — это, в лучшем случае, самые неудачные проходные дополнения для Far Cry. Да и там фантазии бывало побольше. При этом игра тужится-пыжится, пытается казаться сюжетной и иммерсивной, что создаёт совсем уж жалкую картину.
Поэтому первая причина, по которой Redfall критикуют так яростно и грязно — она реально настолько плоха. Redfall — это как если бы Gojira выпустили альбом с каверами на Bee Gees. Но не в своём стиле, а в стиле Bee Gees, но с парочкой внезапных соляков где-нибудь в Stayin’ Alive. При этом диск вышел бы без сведения, на абсолютно серьёзных щах, а на всех инструментах музыканты сыграли бы ногами. Пьяными и с завязанными глазами.
Redfall недоделана и ощущается как альфа-версия
Игра работает на Xbox Series X (про S мы уж вообще не говорим) только в 30 FPS, что не мешает ей баговать, тормозить, грузить текстуры по несколько минут и постоянно подлагивать, будто движок икает. На ПК у неё неприлично завышенные системные требования и всё те же проблемы, но там она хотя бы выглядит получше. Хотя в целом она в любом случае смотрится как нечто из эпохи PS3.
Искусственный интеллект в Redfall полностью сломан: враги либо бегут под пули паровозиком, либо не замечают героя (если они вообще в очередной раз не застряли в заборе). Вдобавок к этому, есть куча совсем уж смешных косяков, вроде невпопад торчащих друг из друга объектов. Обычно это мелочь, но не в случае с Redfall, где подобное попадается на глаза каждые десять минут с самого начала игры, будто локации собирали просто на отвали.
Контента в Redfall минимум, а тот что есть — пресное повторение одних и тех же элементарных идей. Это даже не уровень Ubisoft. Принеси то, принеси это, зачисти пещеру. И бегай-бегай-бегай через всю карту. Распинаться можно долго, но суть в том, что игра прямо сейчас больше похожа на альфа-версию, если вообще не на прототип с заглушками. «Пруф оф концепт», да и тот так себе. Такое мы осуждаем всегда, но сейчас, когда проблемы с недоделанностью игр стоят особенно остро, осуждаем особенно. И не только мы — это тоже важная причина «травли» Redfall. А ведь игру переносили почти на год. Что же там было в 2022-м, когда она должна была выйти?
Redfall — это не инди, а ААА-игра от уважаемой опытной студии
В 2021 году вышла Biomutant — сложная, достаточно ожидаемая и чересчур амбициозная игра. Получилось восхитительно плохо, но мощной волны хейта не последовало, потому что речь о без пяти минут инди. Десять человек попытались сделать ААА с открытым миром, ну бывает. Такого уж заметного бэка у студии не было, всё закономерно.
С Arkane ситуация другая. Студия древняя, студия именитая и опытная. Их игры никогда не были коммерческими хитами, но в узких кругах они культовые. Планку качества студия задала давно и методично её укрепляла. Даже сомнительная (но зашедшая нам) Deathloop кредит доверия к Arkane у фанатов и просто энжоеров особо не пошатнула. И тут выходит Redfall, сделанная на уровне польского шутера середины нулевых.
Со времён, например, Dishonored 2 или Prey в Arkane очевидно была какая-то текучка. Но массового оттока кадров, в результате которого под старой вывеской образовалась бы фактически новая студия, собранная из новичков, мы не видели. Уход сооснователя Arkane Рафаэля Калантонио не мог совсем не сказаться на студии, но креативным директором Redfall вообще-то был не менее крутой Харви Смит, которого мы знаем по работе над всё теми же Dishonored и Prey. И даже Deus Ex! Какие уж тут могут быть оправдания.
Игру очень странно продвигали
Во-первых, нам прямо врали, что несмотря на кооп и лутер-механики это всё ещё «та самая игра Arkane». Под «тем самым» подразумевается иммерсивность, глубокая проработка истории и мира игры. Об этом говорили разработчики, так игру пытались подсветить трейлеры, журналисты повторяли эту мысль в превью-материалах.
На деле мы получили шаблонную скомканную историю без хоть сколько-нибудь запоминающихся героев, поданную кривенькими статичными «комиксами» на движке. Что-то уровня мобилок «с претензией». Ну а от иммерсив-симов тут тонны записок и необходимость раз за разом прощупывать огромные локации в поисках нужных для дальнейшего продвижения предметов. Впрочем, формально, если квест привёл в здание, то в него наверняка можно будет попасть несколькими путями. Если этого достаточно, чтобы называться иммерсив-симом, то Redfall — иммерсив-сим.
Второй обман: разработчики утверждали, что игру комфортно проходить в одиночку, кооп опционален. На деле в соло игру пройти можно, но весь её баланс заточен только под кооператив. Это касается и сложности, и способностей персонажей, которые по-отдельности вообще не раскрываются. Зато записки читать никто не помешает.
В итоге, мало кто верил, что в Redfall будет что-то от предыдущих Arkane. Ничего и нет. Но всё равно как-то обидно. Будь позиционирование у игры чётче и прямолинейнее с самого начала, хвати разработчикам яиц сказать: «Да, в этот раз нахрен иммерсив-симы, мы хотим сделать кооп-дрочильню», градус хейта хоть на капельку, но снизился бы.
Redfall не повезло стать символом разочарования игроков в политике Xbox
Все мы помним, какой пушкой была Xbox 360. А ещё все мы помним каким недоразумением была Xbox «TV Sports Call of Duty» One при Доне Мэттрике, чуть не похоронившая весь бренд. Но потом пришёл сношающий всё Фил Спенсер, сделал Xbox великим снова, навалил геймпасса и обратной совместимости. При нём Microsoft вновь начала покупать студии и разрабатывать большие игры. Только вот где эти игры?
Пока Sony и Nintendo засыпают своих последователей первоклассными эксклюзивами, Microsoft только тужится. А ведь студий у неё под крылом уже миллион, да и покупка всей Bethesda (в составе которой числится и Arkane) за 7.5 миллиардов долларов в 2021 году — не хрен собачий. Но заметного выхлопа всё ещё ноль. 2022 год для Microsoft был настолько пустым на игры, что это стало мемом. В 2023-м — тоже полный штиль, и только мессия-Starfield маячит где-то на горизонте, но пока слишком далеко. А ещё за неё, как и за Redfall, отвечает Bethesda.
В зазор между максимальным раздражением аудитории из-за отсутствия больших релизов на Xbox и выходом Starfield угодила Redfall. И закономерно сорвала реакцию в духе «И это мы ждали? И это величие Xbox?». Всё просто: будь поток хитов у Microsoft стабильным, на один провал никто бы не стал обращать столько внимания. Пусть он случился и у столь уважаемой студии. Масла в огонь подлили и оправдания Фила Спенсера, который заявил, что он огорчён провалом Redfall и берёт вину на себя, недосмотрели-недопомогли, но зато у студии был полный творческий контроль над игрой — они делали, что хотели. И вообще, на тестовых прогонах Redfall в целом хвалили, вот беда. Со Starfield такого, кстати, точно не будет!
Вопросы у аудитории возникли и к менеджменту Microsoft, и лично к Филу Спенсеру, и к руководителям Bethesda, и к разработчикам из Arkane. Тесты были, переносы были, все видели, что получается, но продолжали делать и даже выпустили. Как это возможно? А как можно было настолько запустить платформу? Как можно было в важнейшие для имиджа консоли даты выпустить настолько плохую игру, да ещё позиционировать её как лухари-ААА за 70 евро? Вопросы пока риторические, внутряк этой истории мы если и узнаем, то не скоро, а вся суть именно в нём. Но эти вопросы смогли разогреть аудиторию, а ярость как раз и вылилась на игру.
Морали в этой истории нет, она ещё даже не закончилась. Отмечу только, что на Arkane всё же рано ставить крест — даже крутые студии иногда выпускаю говно, давайте говорить прямо. Кризис идей, руководства, денег, выгорание или внезапный снегопад в Техасе — причины не так уж важны. Важно, что судить по одному провалу не очень-то разумно.
Redfall запинали заслуженно. Но в её случае просто сошлись все звёзды. В другой ситуации горело бы далеко не так ярко и забылось бы быстрее. Зато история игровой индустрии Redfall точно запомнит.
Погружая тела. Как Arkane Studios развивали immersive sim