В начале марта компания Bethesda объявила, что выбирает альтернативный макет для вкладыша в коробку шутера Doom, который выйдет 13 мая. Внутренности бокса предлагают украсить обложкой с сатанистической козой либо с демонами, которые нападают на космического солдата будущего. Показанную месяцем ранее обложку игры обсуждали около недели. Она попала в интернет накануне выпуска нового эпизода шоу Конан О’Брайена Clueless Gamer, где ведущий смешно играл в Doom с чернокожими игроками из NFL.
Обложка была одной из важнейших вещей в концепции оригинальной игры. Doom — родоначальник немногословного жанра игр про стрельбу в демонов, запутанные уровни, секреты и ловушки с лавой или кислотой. Когда мы играли в Doom в 1994 году, новелла выдумывалась за жеванием маминых бутербродов на перемене.
— Какодемоны раньше были людьми, это раздутые головы. Да и остальные демоны раньше были людьми.
— Интересно, кто превратил их в монстров.
— Наверное, кибердемон.
Это дословная цитата одного из тысячи наших детских диалогов о Doom. Тогда нельзя было открыть Википедию или YouTube, чтобы узнать, в чем драматический замысел столь сюжетно сдержанной игры. Но играть было страшно, все было очень новым и настоящим, и нам хотелось подвести под это теоретическую базу. Обложка в этом деле была одним из главных помощников. Она выглядела вот так:
Что на ней изображено: солдата на Марсе (про Марс было ясно, окей) атакуют демоны. Это натурально черти: у них рога и клыки, они мускулистые, по глазам видно, что сумасшедшие.
Тот, что справа, только что выпустил из ладони энергетический шар. Он вне поля зрения солдата, и шар летит последнему почти в спину. Еще один схватил солдата за руку, третий вот-вот схватит за ногу, и у героя такой взгляд, что ясно: он в ужасе от происходящего.
Вместе с тем за спиной мужчины мы видим еще одного солдата — очевидно, что он вытянул руку, не чтобы нам помахать; скорее всего он кричит, чтобы обратить внимание героя первого плана на подлую атаку. Но напарник не обернется: на обложке первого Doom изображен мужик, который через секунду умрет.
Игра при этом предполагала, что герой совершенно одинок, и кроме демонов в Doom вообще никого не было. Единственный намек на то, что игрок — «единственный выживший» — трупы солдат в этой самой зеленой форме, которые изредка валяются на уровнях.
Вполне возможно, что ни один из этих двух солдат не является главным героем Doom
Это уже была готовая история, и мы не просили от игры подробностей: обложка давала отличный старт воображению, и пустоты сюжета в дальнейшем заполнялись автоматически, порождая вокруг происходящего мистерию, характерную исключительно для игровой культуры тех лет. Очень многое просто выдумывали. Почему они без скафандров? Кислород подается через шлем, конечно.
Обложка Doom подчеркивала следующее: у вас нет шансов. Название игры транслировалось исключительно в смысле «обреченный». Обложка Doom, который выйдет в мае, производит совершенно другое впечатление.
Во-первых, конечно, да. О том, что этой обложке подошло бы название любого шутера про мужика в костюме, вроде Halo или Crysis, уже шутили.
Во-вторых, сюжета в этой иллюстрации довольно мало, и он вот такой: стук в дверь, вы открываете — на пороге стоит огромный мужик в скафандре, в руках ружье. И «DOOM» — это слова «ну все», которые мелькнули в сознании, прежде чем мужик пальнет из ружья вам в рожу.
Если это все, о чем я должен думать при взгляде на обложку нового Doom, то у нового Doom со мной проблемы
Вдруг вы вообще не на курсе: Doom, который в начале девяностых выпустила фирма id Software, стал настоящим прорывом как в дизайне, так и IT-бизнесе тех лет в целом. Doom привлек к себе внимание широчайшей общественности: молодых людей, их родителей, политиков, программистов, стал одной из причин введения возрастных рейтингов, провоцировал христиан, подтолкнул развитие Microsoft Windows, как следствие — всего массового PC-гейминга. Моддерство, турниры, лицензирование движков — это был ощутимый толчок к развитию игрового сообщества в целом. Плюс вся нужная поп-культура в одном месте: бензопила из «Зловещих мертвецов» и актуальный MIDI-металл — Pantera с Alice in Chains — на саундтреке.
Совершенно очевидно, что с майским перезапуском Doom ничего сопоставимого не случится. Сейчас в id Software работают вообще другие люди. Оригинальный Doom вышел в игровую эпоху Великих географических открытий и, в сущности, изобрел игровую индустрию. Сейчас вы смотрите на трейлеры Doom и надеетесь, что в самом лучшем случае это будет как минимум так же весело, как Bulletstorm.
При этом Doom вроде бы подчеркнуто почтительно относится к трепету нынешних старперов. Например, есть следующая мелочь:
Трюк с оторванной рукой из трейлера — воспоминание о «Библии Doom», которую в 1992 году, до выхода Doom, написал Том Холл — там была описана концепция происходящего в задуманной id Software игре, и масса идей так и не дожила до реализации. Как, в общем, и Том Холл, которого уволили до выхода игры. Рука, с помощью которой герой вынужден отпереть дверь — одна из таких архивных идей.
Ну и потом, майский Doom — снова веселый, быстрый и кровавый, а не страшный и медлительный, как Doom 3.
Обложку, отсылающую обратно в детство, положат внутрь коробки с диском; сейчас выбирают одну из двух: близкую к классике, а также с козой.
Вне зависимости от того, что в итоге будет с игрой, история с обложкой показала очень интересную вещь. Мы же понимаем, что сердитый мужик с ружьем, к которому можно подставить название любой игры — это и достоинство обложки. Ее увидят те, кто понятия не имеет, что такое Doom: а тут месседж как раз очень правильный — «бери, будешь играть за злого крутого мужика!». Остальное тебе знать необязательно и, что называется, даже вредно: не надо фантазировать, пожалуйста, мужчина, очередь не задерживайте. Обложка, на которой обреченного героя вот-вот разорвут на куски? Выглядит слишком угрожающе. Плюс, столько мелких объектов, разглядывать же надо, да ну.
Если у вас есть другой способ побороться за внимание аудитории, которая уже много лет покупает шутеры с сердитыми мужиками на обложках — расскажите мне об этом.
Обложка нового Doom — сообщение о том, как изменился игровой бизнес с тех пор, как был создан этот бренд. В сознании тех, кто орал «ура» на летней презентации, возвращается легенда; для тех, кто просто покупает игры в магазинах с запросом «че нового» (футболисты играли с Конаном на Супербоуле!) это будет еще один шутер на полке с шутерами. Первой группе людей важно отдавать себе отчет в том, что именно это и есть реальность, а их важные воспоминания перерисовали, оставив новый месседж на месте, и убрали в коробку — подальше от тех, кого таким можно спугнуть.