Отвратительные мужики подводят итоги 2018 года и делятся с читателями выбором лучших сериалов. Мы не сравниваем эти сериалы — достаточно того, что каждый из авторов этого текста отсек все лишнее, чтобы выделить лучшее. К тому же, у нас было непростое условие: нельзя было выбирать сериал, который уже выбрал кто-то другой. Поборники объективности должны быть довольны!
Dynasties
Документальный сериал BBC — Dynasties — глыба каких-то нереальных масштабов: и по уровню исполнения, и по затратам, и по содержанию. Чтобы оценить ее размер, достаточно посмотреть короткий ролик, в котором съемочные группы рассказывают, как сидели по семь часов в машине, наблюдая за лежащими львами, как жили на полярной станции в Антарктиде, рискуя провалиться под лед во время съемок, как постоянно выталкивали джип из грязи в самый пик сезона дождей в Африке.
Эти рассказы — вершина айсберга, которая украшает эпичный сюжет природы — эволюцию. Шимпанзе, как и люди, конкурируют, заключают союзы ради достижения большей цели, играют друг у друга на чувстве страха и стремятся к уважению. По тому, как оглядывается львица на своего умирающего ребенка, понимаешь, что в ее голове происходит та же борьба нейромедиаторов, что и у человека, и что ей тяжело дается это решение. В тигриной семье самка огрызается на зарвавшихся тигрят-подростков, как и в большинстве людских домов.
Сложить такую мозаику, которая подарит сложные чувства отождествления, — задача не из простых и требует долгой кропотливой работы. Эта работа шла на протяжении четырех лет, и она невольно заслонила все художественные сериалы уходящего года. Но если бы не внезапный удар BBC, я бы, не задумываясь, выбрал идеальный во всех отношениях сериал Cobra Kai, который ни в коем случае нельзя пропускать в 2018-ом!
Алексей Евглевский
- Прочитайте нашу подробную рецензию на сериал Dynasties.
Разочарование
Ситуация в этом году получилась следующая: весь год смеялся или жутко переживал, наблюдая за многосезонными приключениями героев сериалов Brooklyn 9-9, Parks & Recreation и Battlestar Galactica, а под конец года резко осознал, что ничего нового в этом году почти и не смотрел. Но, честно говоря, от сериальной гонки попросту устаешь: каждый второй сериал кто-то да называет «ЛУЧШИМ В ГОДУ», якобы шедевры штампуются один за другим, и такой поток контента своевременно усваивать нет ни сил, ни особого желания.
Из того, что в этом году все же удалось и хотелось посмотреть, лучшим оказался мультсериал «Разочарование» (Disenchantment) от создателей «Симпсонов» и «Футурамы». Как и абсолютно каждая современная вещь, событие или явление, десятисерийный проект был моментально закидан помоями со всех уголков интернета, и, как выяснилось, зазря.
Это отлично нарисованный, очень смешной и по-хорошему дурацкий сериал, который смотрится легко, поднимает настроение и сразу после окончания оставляет желание пересмотреть 10 серий еще раз — от комедийного ТВ-шоу я хочу именно этого. Да, Мэтт Гроенинг не стал изобретать колесо и многое сделал по лекалам своих прошлых работ; да, почти всем героям можно найти своих дневников из «Симпсотурамы»; да, центральный сквозной сюжет второстепенен и ни к чему важному не приводит – да и фиг с ним, зато тут есть отличная картинка, колоритные яркие герои, смешные ситуации и диалоги, внимание к деталям и атмосфера сумасбродного, но очень милого фентези-балагана. Очень круто, жду продолжения.
Вячеслав Мостицкий
- Почитайте нашу статью о том, каким отличным получилось «Разочарование».
- Почитайте нашу статью о том, насколько никудышным получилось «Разочарование».
Wild Wild Country
Не самая известная в подробностях (мне), и поэтому еще сильнее сносящая крышу история культа индийского гуру Бхагвана Шри Раджниши, более известного как Ошо. В 70-е этот просветленный товарищ решил создать вроде как новаторскую религию — нео-санньясу, где проповедовались очень актуальные в тот момент концепции свободной любви и очень либеральное отношение к материальным ценностям, неприемлемые в индуизме, буддизме и проч. От учения проперлись тысячи — в том числе и на Западе. Когда в Индии проповедовать стало некомфортно, Ошо купил огромный участок земли в Орегоне и тупо основал там государство со своими правилами. «Это вообще законно?», — спросите вы, и будете совершенно правы. Но в Америке 70-х про это задумались не сразу.
Все шесть серий невозможно отогнать от себя мысль, что создатели просто все придумали, наснимали на любительскую камеру кучу фейкового материала, наняли актеров и вообще очень умело устроили, как будто все так и было. Так, в общем-то, работает жанр мокьюментари, но дело в том, что это не он. Все так и было, и все спикеры существуют на самом деле. Лучшего комплимента документальной ленте не сделать. Дикий, дичайший сериал.
Стас Ломакин
Шучу
Джим Керри в последнее время, казалось бы, немного сдал. Как заводной он веселил нас в девяностые, в нулевых снялся в нескольких интересных драмах и неплохо показал себя в роли драматического актера, но после как-то поутих — занялся живописью и ушел в себя. История с подругой, которая покончила с собой в 2015 году, стала кошмаром не только для Керри, но и для его фанатов — актера винили во всех грехах и прочили ему забвение.
Сериал «Шучу» в этом смысле стал не просто возвращением Джима Керри на экраны после стольких лет добровольного скита. Каждая серия — полотно, на котором комик рисует свою драму. Он рассуждает о жизни и смерти, говорит о ценности каждого момента и призывает зрителей любить друг друга.
Этот камбэк мог бы превратиться в шаблонную проповедь от заблудшего актера-мессии, который «все понял» о мироздании и теперь будет проповедовать нам, простофилям, прописные истины, если бы не то, каким образом Керри и команда это делают.
Сериал пафосен, но снят так намеренно — контраст между речами главного героя и поведением окружающих рождает жесткий, иногда на грани фола, юмор. Вот зрителю дают проникнуться идеей того, что любимых нужно отпускать, а не душить в объятиях, и тут же это сменяется сценой разнузданного секса. И делается это не для шок-эффекта, а тонко вписывается сюжет.
В итоге получился отличный сериал о том, что мир бывает жесток без особых причин, но и радостей в нем не меньше — просто жизнь слишком серьезна, чтобы относиться к ней слишком серьезно, и вряд ли кто-то знает это лучше, чем Джим Керри.
Владимир Самойлов
- Почитайте нашу рецензию на сериал «Шучу».
Острые предметы
С момента окончания первого сезона «Настоящего детектива», все, кому сериал понравился, захотели продолжения. И чтобы все было примерно в том же формате: одноэтажная липкая Америка со своими тайнами, ужасами и законами, амбивалентные герои, которых то ненавидишь, то любишь, закрученной историей и неожиданными выводами. Второй сезон «НД» с этой задачей не справился, а вот вышедший в 2018-м «Острые предметы» с Эми Адамс — вполне. Более того, в некоторых деталях он даже оказался лучше.
Если совсем просто, то это девчачья версия «НД». История пьющей одинокой журналистки, которая возвращается в родной город, чтобы расследовать серийные убийства молоденьких девочек. Городок маленький, все друг друга знают, никто не хочет рассказывать больше, чем про них и так известно, но ужас от появления серийного маньяка в глуши постепенно начинает сводить с ума и ломать людей.
«Острые предметы» — это восьмичасовой краеведческий детектив в модном сейчас в жанре, как пел БГ, «есть одна дева небольшого роста — она не боится ни ретвита, ни репоста». С густой, хоть ложкой черпай, атмосферой американской готики, провинциальным колоритом США, и фирменным почерком Гиллиан Флинн, по роману которой был сделан сериал. В центре всего — прекрасная Эми Адамс, которая играет эмоцию, нерв, фантомную боль, так круто, что оторваться от нее невозможно. И обязательно досмотрите «Острые предметы» до конца, там тоже есть от чего схватиться за голову.
Андрей Загудаев
Atlanta
«Атланта» — это сериал, который якобы снят черными парнями для черных парней. На самом деле, это просто такой образ, китч. Его идеи понятны, а образы узнаваемы для любого кто жил в провинции на окраине города. Это «Реальные пацаны» здорового человека, плюс значительная доля абсурдизма и сюрреализма.
Если первый сезон был относительно последовательным, то второй уже больше похож на антологию. Одна серия может напоминать о ранних комедиях Вуди Аллена, другая оказаться хоррором, третья — социальной драмой о разнице культур.
И все это напоминает нескончаемый сон Дональда Гловера, таланты которого выходят далеко за рамки клипа This is America и съемок в Community. Главные герои «Атланты», трое друзей-планокуров — это архетипические персонажи, попадающие в бытовые истории, которые, если смотреть внимательнее, оказываются ужасно странными.
Отдельная шикарная вещь — это атмосфера: внешне тягучая, но на деле очень динамичная и полная внутренних контекстных шуток, которые очень смешны, но их тяжело пересказать постороннему. Как-будто тебе рассказывают байку про общего знакомого, и ты разрываешься от хохота.
Владимир Бровин
- Почитайте нашу рецензию на сериал «Атланта».
Метод Комински
«Метод Комински» это сериал не о старости, а о том, чего многие могут никогда не узнать. Например, каково водить классический Mercedes-Benz 280SE 1969 года, или выглядеть так, как главный герой шоу — собственно, сам Комински, которому, на минуточку, 74 года. Трагедии, которые он переживает вместе со своим другом ветхим кинопродюсером, проблемы со здоровьем, дурдом в семье — неизбежные спутники всех взрослых людей. А вот возможность смотреть на все это иронически с высоты прожитых лет — привилегия не каждого. Что тебе пенсионная реформа, ты до сорока доживи, шакал ты офисный!
Петр Сальников
- Прочитайте нашу рецензию на «Метод Комински».
Год культуры
Много чего вышло в этом году: супергеройского, исторического, драматического и отечественного, куда ж без этого, но запал в душу именно «Год культуры». Недавно мы нахваливали «Домашний арест» с Павлом Деревянко, и это достойный, смешной сериал, но снятый по типичным лекалам ТНТ, и недалеко ушедший от того же «Полицейского с Рублевки» (даже Сергей Бурунов на месте).
«Год культуры», несмотря на некоторую схожесть — и там, и там история о коррупционном чиновнике — все-таки получился поизящнее и в моей личной шкале ценностей приближается к незабвенным «Бедным людям» (остроумнейший сериал, когда либо выходивший на ТНТ). Подбор актеров, качество картинки, небанальные шуточки — все на месте. Незадачливый чиновник из министерства культуры в исполнении Федора Бондарчука отправляется в карьерную ссылку в городок Верхнеямск, чтобы поднять рейтинг местного литературного института.
И вот, пожалуй, главное отличие «Года культуры»: вся нелепица и ад происходят на фоне Добролюбова, Белинского, Пушкина, Ахматовой и т.д. Главные герои, за исключением туповатого персонажа Бондарчука, это местная интеллигенция, которая, конечно, немного поистрепалась от нелегкой жизни, но не растеряла живости ума. Монологи некоторых персонажей просто-напросто завораживают. Ситуации в сериале разворачиваются вокруг университетской жизни, диссертаций, культурных памятников, а не ментов, туряги и водки (хотя и не без этого, конечно).
В качестве последнего аргумента «за», парочка ссылок на инстаграмы актрис из сериала, Марии Ахметзяновой и Валерии Шкирандо.
Виктор Зуев