Вы знаете, как я люблю предаваться ностальгии — последний раз я делал это буквально вот-вот, вспоминая ретро-платформер Volgarr the Viking в честь его десятилетия. А тут, на фоне новостей об уходе геймдиректора серии Star Wars Jedi Стига Асмуссена из ЕА, я вспомнил, что так и не допрошел Star Wars Jedi Survivor и мысль полилась. Я много раз упоминал, что со «Звёздными войнами» у меня отношения сложные, настало время эту тему раскрыть.
Всё началось не с оригинальной трилогии Джорджа Лукаса
Её я урывками в раннем детстве видел, но не зацепился совсем. Тогда я трилогию то ли не понял, то ли она уже в 90-х была для меня слишком старой. Сложно было поверить во все эти смешные костюмы и устаревшие практические эффекты. Спустя годы это уже не будет проблемой и я лего буду влюбляться в фильмы вроде «Фантазма», к которому, кстати, есть отсылка в новой трилогии. А пока все вокруг говорили про «Звёздные войны», но мне было абсолютно пофиг — даже не возникало желания погрузиться более основательно.
Впрочем, мне показалась очень крутой посредственная игра для PS1 по первому эпизоду, в которую я как-то пару часов поиграл в компьютерном клубе. О приквелах я тогда ничего не знал, а потому был удивлён увиденным, но быстро забыл.
А потом случилась Star Wars: Knights of the Old Republic
В 2004 году я перепрыгнул с «сеги» сразу на актуальный по тем годам ПК и начал навёрстывать. От друга я узнал про «крутую игру по звёздным войнам», в которую мне ну обязательно нужно поиграть. И хотя на вселенную мне было плевать, я повёлся на его рассказы о глубокой прокачке, возможности выбирать, стрелком ты будешь или рыцарем, о путешествиях по разным планетам и шансах стать злым злодеем, если захочется. В общем, я поверил, что это стоящая RPG, а жанр я обожал — ещё на «сеге» я больше всего задротил в Phantasy Star 2, Syndicate и Light Crusader (о ней я даже как-то отдельно рассказывал).
В итоге игра меня поразила. Такой глубины сюжета и ролевой свободы я ещё не видел. Из-за Knights of the Old Republic я заболел «Звёздными войнами». Но не теми, в которых фермер Люк — последний джедай, впечатляющих злодеев всего двое и они ни с кем толком не сражаются, а почти все важные битвы происходят в космосе. А теми, в которых ситхи не прячутся, тренируются с красными световыми мечами в академии на Коррибане и постоянно устраивают замесы с джедаями. Эта была вселенная, наполненная харизматичными героями и злодеями. Тема прямого противостояния тёмной и светлой стороны силы меня пьянила, запускала мурашки под кожу.
Knights of the Old Republic 2, несмотря на все свои недоделки и баги захватила меня не меньше. Во многом благодаря чудовищно харизматичным ситхам (Дарт Нихилус!), показывающим, на что реально способна тёмная сторона силы и чего она требует взамен. Я влюбился в драматизм Старой Республики, мистическую силу и, конечно, дуэли на световых мечах.
Примерно в то же время я открыл для себя трилогию приквелов — оригинальную я всё ещё не любил
Но в приквелах я нашёл всё то, что показала мне Старая Республика — прежде всего, силу, крутых ситхов и те самые завораживающие дуэли. Я пересматривал первые два эпизода и с замиранием сердца ждал третий — благо он был совсем рядом. В кино я на него, кажется, почему-то не попал, но на палёном пиратском DVD пересмотрел сто раз, каждый раз замирая на сцене сражения Энакина и Оби-Вана. Играющая фоном музыка въелась мне в голову, а сам эпизод я всё ещё считаю лучшим в саге.
Как же мне хотелось игру по мотивам! О том, что она существует я узнал лишь много лет спустя (и так в неё и не поиграл). А пока спасаться приходилось в перепрохождениях Knights of the Old Republic и LEGO Star Wars — она ту самую дуэль на Мустафаре, между прочим, неплохо воссоздавала!
Но году в 2006-м я разболтался на тему «Звездных войн» с продавцом дисков в каком-то рандомном магазине и он посоветовал мне Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy. Купил — не пожалел! Я снова получил именно то, что так любил в «Звездных войнах» — крутые дуэли и противостояние сторон силы.
Более того, там была возможность с мрачным лицом перейти на тёмную сторону и круто всех раскидать в финале, став настоящим «дартом», вписав себя в историю «Звездных войн». Фантазировать, что же с моим персонажем случилось дальше, было едва ли не интереснее, чем в саму игру играть. Jedi Academy я затёр до дыр и как раз через неё принял оригинальную трилогию. Она же была приквелом Jedi Academy, а потому приобрела в моих глазах вес — так я её и распробовал.
Последним произведением по Star Wars «до мурашек» стала Star Wars: The Force Unleashed
Она вышла в 2008 году, как раз на пике моего фанатизма по вселенной. Я тогда даже книги по мотивам начал читать, до каких мог дотянуться. И как же сочно The Force Unleashed рекламировали — невероятная физика, крутейший графон, живые враги, участие самого Джорджа Лукаса и главный герой, который своими способностями затмит любого джедая в истории далёкой галактики. Надвигался нереальный эпик, будто бы кульминация вселенной. The Force Unleashed стала одной из трёх игр, ради которых я купил Xbox 360 (две другие — Fable 2 и Mass Effect).
Какой игрой оказалась The Force Unleashed вы наверняка помните. Многое в ней не удалось и скукожилось, но я всё равно был в восторге. Я и сейчас её люблю — прошёл и PS2-версию, и даже вариант для DS, но это отдельная большая тема. Впрочем, даже на тяге своего фанатизма я не смог переварить ужасную вторую часть. За её прохождением у меня впервые промелькнула мысль, что со «Звёздными войнами» что-то не так. Потом я ещё в Star Wars: The Old Republic пытался вкатиться, но её ММО-механики меня всё-таки вытолкнули. Похоже на «котор», но, увы, не «котор».
До выхода седьмого эпизода в 2015 году я хранил свою любовь к «Звёздным войнам», хотя подпитывать её было нечем
Разве что мультсериалом «Войны клонов». Интересные игры по «Звёздным войнам» не выходили, а новый эпизод год за годом оставался лишь слухом. А когда вышел, жутко меня разочаровал. Я уверен, вы уже поняли, почему — учитывая, что именно я люблю в этой вселенной. Мне хотелось увидеть некое возрождение Старой Республики, джедаев и ситхов, но фильм оказался вольным ремейком оригинальной трилогии. Авторский восьмой эпизод для меня вообще всё разрушил, разбил надежды, которые я возлагал на Люка и Сноука, снова отдалив те «Звёздные войны», что я любил.
В этом плане финал новой трилогии оказался гораздо ближе к тому, чего я от неё хотел. Но слишком уж много в девятом эпизоде было сюжетных дыр и глупостей. Однако на всём протяжении выхода новой трилогии я пытался оставаться в теме и хранить любовь к франшизе. С выходом седьмого эпизода я твёрдо решил, что втянусь и буду следить за всем, что происходит в новом каноне «Звёздных войн» — старый-то необъятный, а тут есть шанс стать архивариусом и этим наслаждаться. Но в новом каноне быстро началось топтание вокруг наименее интересной для меня оригинальной трилогии. А ещё «опускание с небес на землю» — чтобы грязно, реалистично и без всех этих пошлых джедаев с силой, чего мне ну совсем не хотелось. Я-то здесь как раз ради этой пошлости и перегруженного драматизма!
В итоге пару лет назад я сдался под валом бесконечного и бессмысленного контента по «Звёздным войнам», которым Disney как из пулемёта мочит сейчас. Мне стало скучно смотреть, как вселенная отплясывает чечётку, не двигаясь с места. Мне стало скучно смотреть сериалы, которые забивают голову часами никуда не ведущих филлеров — а к этому со второго сезона пришёл даже бодро стартовавший «Мандалорец», который я начинал смотреть с удивительным для самого себя энтузиазмом. А уж об «Оби-Ване» и вовсе лучше промолчать.
Я понял, что бессмысленно ждать чуда — «Звёздные войны» уже не будут такими, какими хочу их видеть лично я (хотя они, конечно, и не обязаны). Я больше не фанат. Но одним глазком послеживать за далёкой галактикой я не перестал. Потому что есть одно «но». Или даже не одно.
Star Wars Jedi: Fallen Order 2019 года внезапно разбудила во мне забытые ощущения от прохождения Jedi Academy
В ней эпоха оригинальной трилогии предстала не скучной и безджедайной. Приключения Кэла Кестиса и его противостояние с инквизиторами — самыми настоящими ситхами — получились удивительно увлекательными, наполненные той самой мистикой. Оказывается, за спиной у Люка и Дарта Вейдера интересные дела творились. И это не контрабандистские приключения Хана Соло или кража очередных имперских чертежей. Отчасти, дело в этом. Отчасти, в том, что Fallen Order — это в принципе первая за долгое время большая, дорогая и сюжетная игра по «Звёздным войнам». А для меня «Звёздные войны» — это в первую очередь именно игры.
После Fallen Order я крошечный уголок для «Звёздных войн» в своём сердце всё-таки расчистил. Возможно, это место займут проекты в сеттинге пока не очень понятной мне «Высокой Республики». Возможно, и Старая Республика, ранее вычеркнутая из нового канона ещё чем-то порадует — её же планируют в каком-то виде вернуть. Может быть, даже для Star Wars Jedi Survivor найдётся место, когда её окончательно починят — игра-то мне понравилась, но я не смог пройти её из-за ужасного технического состояния на релизе.
Сегодня я уже не фанат «Звёздных войн», но с удовольствием снова им стану. Кажется, эта вселенная в будущем всё ещё способна дать мне то, за что я её когда-то полюбил. Или что-то такое в ней есть уже сейчас? Выясню, когда выйдет весь сезон «Асоки».