6 октября в Steam Early Access вышла Baldur’s Gate 3, и хотя в текущей версии игры представлен далеко не весь контент, мы уже можем говорить о ней многое: для раннего доступа, сырого продукта, который буквально делают у нас на глазах, это невероятно высокий уровень технического и художественного исполнения. 

Нет

Я не ощущаю никакого диссонанса между третьей и первой или второй Baldur’s Gate. Последний год я медленно играю в обе оригинальные игры на Nintendo Switch (есть свидетели), и запустив Baldur’s Gate 3 после очередной запойной партии в классической игре, не испытал никакого стилистического дискомфорта.

Конечно, здесь используется та же технология, что и в предыдущей игре Larian Studios — Divinity: Original Sin 2, но визуальная часть серьезно переработана, особенно в смысле палитры — на смену ярким мультипликационным цветам серии Divinity пришли более реалистичные краски.

Относиться к этому проще всего так же, как в девяностые мы относились к семейству игр на Infinity Engine: тот факт, что на его основе были сделаны и Icewind Dale, и Planescape: Torment, сам по себе ни о чем не говорит. Да, Baldur’s Gate 3 теперь в семействе игр Divinity — но это очень разные игры.

Нет 

В Baldur’s Gate 3 нет дебильных шутливых текстов. Во всех своих предыдущих играх сотрудники Larian Studios вели себя, как бухгалтерия на 1 апреля: все остальное время эти люди ни в коем случае не шутят, но в этот радостный день обязательно расскажут вам все анекдоты, которые знают.

Текст обеих частей Original Sin был самой слабой частью игры: видимо, разработчики стремились избежать напыщенности, которая присуща эпическим ролевым играм, но здорово перегнули палку: вышло и несмешно, и неправдоподобно. Текст Baldur’s Gate 3 исполнен в духе оригинала: он в меру серьезный и легкий, в него хочется погрузиться, а не поскорее пролистать.

Да

В Baldur’s Gate 3 будет очень удобно играть на консолях, в том числе на Switch.

Вслед за Wasteland 3 здесь мы наблюдаем оформление новой традиции: размер шрифта и его верстка, крупные планы в диалогах — все сделано так, чтобы не приходилось, щурясь, всматриваться в картинку как на больших, так и на компактных экранах. Но, в отличие от Wasteland 3, еще фактически не вышедшая Baldur’s Gate 3 выводит эту традицию на совершенно новый качественный уровень. Анимация персонажей, детализация одежды, мимики — потрясающе. Голливуд!

Красивые заставки по поводу и без, динамика происходящего напоминает о лучших частях Mass Effect и Dragon Age. Не нужно водить мышью по экрану в поисках персонажа с именем (а значит — с квестом) — многие, не только важные для сюжета события просто происходят, не спрашивая разрешения у игрока. Создается ощущение живого мира, который существовал и существует сам по себе, и не особо ждал гостей в виде вас и ваших друзей — хотя, конечно, рад, что вы пришли. 

Ах да!

В Baldur’s Gate 3 есть кооперативный режим, и он уже работает. Не всегда стабильно, иногда спотыкаясь о баги — но ковыряться в тактической возне с другом весело и интересно. Фактически, вам предлагается партия в Dungeons & Dragons — в обычных обстоятельствах, с предварительным изучением книг и правил, вы бы так никогда и не собрались, давайте честно!  

Да

Вам не помешает опыт игры в Divinity: Original Sin. Если вы знакомы с системой тактического боя по первой или второй части, вкатиться в Baldur’s Gate 3 будет проще.

Тактика — сильнейшая часть экспертизы Larian Studios. Будьте готовы к прессингу со стороны противника даже в самом первом бою. Беспощадный искусственный интеллект мотивирует к тому, чтобы использовать все доступные персонажам функции и инструменты. Предметы не залеживаются в рюкзаке, очки действия не пропадают даром. Каждая битва в Baldur’s Gate 3, чаще всего, серьезное испытание вашей тактической фантазии и сноровки.

В отличие от плоских Pillars of Eternity или Pathfinder: Kingmaker,  Baldur’s Gate 3 использует собственную трехмерность по полной программе. Ландшафт определяет происходящее: многоуровневые форты, холмы и расселины критически влияют на происходящее. Действующие лица лазают и прыгают туда-сюда, сталкивают друг друга с обрывов и башен, всячески взаимодействуют с окружением; происходят непредсказуемые вещи, попросту не возможные ни в одной другой компьютерной ролевой игре, созданной в ностальгическом стиле.

Baldur’s Gate 3 в этом смысле уже ушла от жанра «CRPG старой школы». Это никакая не старая школа, это новый эволюционный виток жанра. Конечно, заигрываниями с физикой и особенностями ландшафта известен и дуэт Orginal Sin, но с учетом силы бренда легко представить, насколько влиятельной окажется именно Baldur’s Gate 3.

От местечковых малоуспешных игр к законодателю жанра — похоже, основатель Larian Studios Свен Винке добился того, о чем мечтал. 

И нет

Вам ни коим образом не пригодится опыт игры в оригинальный Baldur’s Gate и знание первоисточника вообще. Говорят, кому-то он даже вредит! D&D-пуристы относятся к новой работе Larian Studios с предубеждением и где-то даже ненавистью, но понять их не получается. С этой игрой все в порядке, и даже если вы равнодушны к серии Divinity, вам будет нормально.

Да, это не старый Baldur’s Gate. Но, в конце концов, за последние четыре года вышло немало ролевых игр с активной паузой; прямо сейчас в разработке Pathfinder: Wrath of the Righteous, а Kingmaker этим летом вышла на консолях. Идите, пожалуйста, ворчать куда-нибудь туда.

Да

И еще раз да: жаль, что в этом году Baldur’s Gate 3 вышла в формате раннего доступа. Берегитесь: после часа игры вам захочется немедленно получить полную версию.