На протяжении последних нескольких лет поклонники серии Call of Duty, уставшие от сражений абстрактных роботов в космосе, умоляли компанию Activision вернуть любимый шутер в исходные декорации. Остальные или зевали, или издевались — особенно когда в прошлом году на фоне футуристической Infinite Warfare эффектно дебютировала Battlefield 1. 3 ноября 2017 года в продажу поступила Call of Duty: WWII, которая не только сменила далекое будущее на относительно недалекое прошлое, но и избавилась от многих наработок предыдущих частей. Впрочем, как выяснилось, эти наработки по большей части действительно были лишними.
Вполне очевидно, что события Call of Duty: WWII разворачиваются во время Второй мировой войны. Игроку отводится роль молодого техасского ковбоя Рональда Дэниэлса, который примет участие и в кровавой битве на берегах Нормандии, и в освобождении Парижа, и будет бить нациста у Рейна — но новая Call of Duty все-таки не про масштаб. В фокусе тут простая, не перегруженная лишними деталями история о молодых парнях. Воспоминания о беспечной жизни «на гражданке», конфликт двух командиров, у которых от происходящего едет крыша — как ни странно, местами шитый белыми нитками сюжет Call of Duty: WWII дарит именно те эмоции, которые ожидаешь получить от классической военной драмы.
Постепенно в этой нехитрой истории увязаешь все глубже, и вдруг — замечаешь какую-то странную привязанность к некоторым героям. В одной из глав друга Дэниэлса похищают нацисты — и еще до того, как на экране появилось сообщением о том, что пора бы ему помочь я прыгнул в ближайшую машину и немедленно пустился в погоню. Задание?! Да при чем тут? Мне и вправду важен этот чистокровный еврей, и я просто обязан его спасти.
Возвращение Call of Duty к корням коснулось не только событий, освещенных в WWII, но и игровых механик. Персонажи не умеют бегать по стенам, становиться невидимыми и призывать на помощь розовых единорогов. Они используют только реально существовавшие винтовки, закидывают врагов самыми обыкновенными гранатами и иногда насаживают противников на штык-ножи. Все эти упрощения ничуть не портят впечатления от игры и даже несколько их освежают: за последние несколько лет подобных шутеров без обязательных творческих наворотов почти не было, и многие уже соскучились по максимально простым, но эффективным способам уничтожения врагов.
В сути же новая Call of Duty осталась типичным зрелищным тиром. Здесь, как и раньше, предлагают удобно разместиться в каком-нибудь окопе и начать прицельно расстреливать надвигающиеся волны врагов. Надоело этим заниматься? Покатайся на танке или полетай на самолете. Правда, таких эпизода в игре всего два, и они, мягко говоря, скучные. Что же касается присущей серии «голливудщины», то с ней все неоднозначно. В WWII есть действительно зрелищные эпизоды, и они вполне могут потягаться с экшен-сценами из какой-нибудь условной Uncharted, но их не то чтобы много. Поэтому рассчитывать на то, что на вас постоянно будут падать дома, поезда и целые планеты, все-таки не стоит.
Многопользовательскую часть Call of Duty: WWII, как и раньше, обязательно будут сравнивать с Battlefield 1 — и совершенно зря, потому что, как и раньше, это две совершенно разные игры. Если Battlefield — это длительные бои на больших картах, то Call of Duty — это свирепые перестрелки в компактных локациях, за исключением одной, по меркам этой игры даже чересчур просторной. Если на партию в Battlefield 1 уйдет около часа, то классический командный бой в WWII требует всего 10 минут — а иногда ситуация разрешается и за более скромный срок.
Одна из главных причин снова погрузиться в мультиплеер Call of Duty — здесь лучшая (после Doom) двустволка в новейшей истории видеоигр. До нее нужно, конечно, дорасти, но рост будет веселым: чтобы вам ярче игралось, дробовики в этой игре снабжены не только обычными патронами, но и скромным количеством зажигательных. У бойца с дробовиком традиционно нет возможности выцеливать врага издалека, и его главная задача — постоянно маневрировать в закрытых и тесных пространствах, лишь изредка спуская курок. Встретив противника в окопе, вы разряжаете в него двустволку оба раза (на определенном этапе скорострельность можно увеличить, и начинается совсем праздник), он мгновенно погибает, загорается и визжит. Только что наказанный игрок при этом уже, скорее всего, возродился в другом конце карты, но его труп еще какое-то время машет руками и орет — а вы, не прекращая двигаться, набегу перезаряжаете стволы и улыбаетесь. Приятно. Никакой суеты, главное — попасть один раз.
Избавление от большинства новаторских наработок вернуло ощущения, которые остались где-то в начале нулевых: для огромного количества игроков Call of Duty была не шутером про рейтинги и классовую прокачку, а игрой «в солдатики», но не на полу среди пластмассовых декораций, а с крутой графикой и звуком. Поэтому и важно было держать в руках именно ППШ или звенящий «Гаранд», а не условный плазменный пулемет. Деградировав до уровня оригинальных частей про Вторую мировую, WWII вознеслась над своими футуристическими предшественницами — все это время она будто спала в коконе, обрастая современными технологиями, вынырнула из-под горы разноцветных жестяных банок, чем более новых, тем менее выразительных, и все снова встало на свои места. Избавив Call of Duty от лишних трюков, авторы обнажили ее суть, которая понятна с первых секунд после запуска матча — и если в предыдущей Infinite Warfare вас постоянно злостно и хаотично убивали ловкие роботы-паркурщики, то теперь все это позади. Наслаждаться процессом и побеждать получается сразу, и ничего, кроме умения быстро ориентироваться и метко стрелять, для этого не нужно.
Call of Duty прошла приличный творческий путь и сделала остановку там, где все начиналось — мы снова будто бы забиваем пары в университетском кабинете информатики, опять выбираем между «Браунингом» и «Ли-Энфилдом», и, не договариваясь, ведем бои «за дом», «за бункер», «за ресторан», а не боязливо уносим ноги от вражеских многокрылых коптеров. Разумеется, ругаемся громко и с выражением, потому что иначе играть просто невозможно. Удачный залп из дробовика приводит к такому хохоту, что просыпаются соседи через дорогу. Внезапная смерть — к многоэтажному ругательству, достойному отдельного словаря. В десяти минутах, которые проходят в бою, с эмоциональной точки зрения упакованы часы партий в иные, более громоздкие и сложносочиненные игры. В этом смысле нам нисколечко не жаль, что все остальные режимы в Call of Duty: WWII существуют ради того, чтобы подчеркнуть, до чего безудержно крутой тут Team Deathmatch.
Call of Duty: WWII в продаже с 3 ноября 2017 года для PC, PlayStation 4 и Xbox One.