Вопрос: «А зачем файтингу сюжет?» всё ещё открыт. Однако я почти всю жизнь остаюсь фанатом серии Mortal Kombat именно на тяге её истории и безумного лора. Поэтому в каждой новой части сюжетный режим интересует меня прежде всего, хотя ради него и игру-то покупать не обязательно — всё замечательно смотрится на ютубе.
Про историю Mortal Kombat 1 без спойлеров говорить бессмысленно. Потому что это перезапуск, который на самом деле не перезапуск вообще.
Какие события привели к началу Mortal Kombat 1?
Оригинальный таймлайн, прорвавшись через джунгли до смешного переусложнённых сюжетов Mortal Kombat эпохи PS2, пришёл к печальному финалу. Шао Кан овладел божественной силой, убил вообще всех, завоевал вообще всё и где-то за кадром грустно сошёл с ума. Последним Шао убил Рейдена, но тот, прежде чем поймать головой молот Кана, отправил себе в прошлое предупреждение. Так стартовали события Mortal Kombat 2011 года, которую в народе чаще называют «девяткой».
Однако Рейден из прошлого, получив сообщение от будущего себя ещё во времена самой первой части, всё понял неправильно и события снова пошли по известным местам. Куча героев Земного Царства погибла, а сам Рейден в итоге превратился в конченого тирана, который перестал верить в мирные способы решения конфликтов.
Но хуже всего, что заигрывания Рейдена со временем привлекли внимание титана Кроники, которая за время, собственно, отвечает. Очень уж ей не понравилось, что баланс добра и зла сместился (в сторону добра, между прочим). В эпическом замесе воинов из разных временных линий всех опять поубивали — включая Кронику. А новым хранителем времени в финале Mortal Kombat 11: Aftermath, по выбору игрока, стал либо Лю Кан, либо Шан Цзун (да, в официальном переводе Mortal Kombat 1 он именно Цзун). Первый вариант предполагался каноничным, но…
Первый перезапуск Mortal Kombat тоже не был таким уж перезапуском
Mortal Kombat 2011 года — это не полноценный перезапуск, а бешеный ремикс оригинальной трилогии Mortal Kombat, для которой события прошлого всё ещё важны. Такое ещё принято называть «мягким перезапуском». Но получилось здорово, именно в девятке дебютировала сюжетная кампания, поставленная как хорошее кино. Она стала не только стандартом для самой Mortal Kombat, но и повлияла на другие файтинги.
Баланс свежести и ностальгии разработчики в сюжете выдержали идеально. Да и вкатиться без особых знаний эпохи PS2 тоже позволили — тут ноль вопросов. А вот финал хоть и получился драматичным, но как его продолжать — было непонятно. Разработчики и сами не поняли.
Mortal Kombat X рассказывала уже более самостоятельную историю. В ней с падшим богом Шинноком в основном боролись дети героев прошлых частей — абсолютно новые персонажи с «чистым» бэкграундом. Хотя восстание Шиннока с похожими мотивами уже было в Mortal Kombat 4. Да и Рейден в целом повторил свою судьбу из оригинального таймлайна — тут он наелся тёмной энергии и тоже стал условно злым, готовым за Земное Царство кого угодно в порошок превентивным ударом стереть. Однако нового в Mortal Kombat X всё-таки было больше.
И не сказать, что это было хорошо! Разработчики без проблем оживили всех убитых в «девятке» персонажей и вообще в значительной степени просто проигнорировали её историю. Зато под новичков написали шаблонное подростковое приключенческое кино едва ли не про важность дружбы. А вот новичкам, не связанным со старичками — вроде Эррона Блэка и Ферры с Тором — места в истории толком не нашлось.
Mortal Kombat 11 — это уже фансервисный капустник. В ней нет смысла искать отсылки к прошлому таймлайну, учитывая, что разработчики просто перемешали всех и отовсюду. Концепция мультивселенной позволила как угодно тасовать персонажей и сталкивать их актуальные потрёпанные версии с молодыми «предками».
Было очень сумбурно, но свежо, эпично и в целом весело. Но стало понятно, что работать со старым материалом у разработчиков получается куда лучше, чем сочинять новый — это важно запомнить. К тому же впервые со времён Deadly Alliance максимум внимания было уделено Шан Цзуну, самому большому лжецу и хитрецу в истории Mortal Kombat. Тут он всех водил за нос и общую неразбериху использовал в своих целях, укрепившись в статусе самого харизматичного злодея серии. За этим наблюдать было интересно!
Лю Кан перезапустил вселенную Mortal Kombat во второй раз
Он просто создал её с нуля. Происхождение всех героев он изменил так, чтобы избежать конца света из Armageddon и последующего месилова из трилогии первого перезапуска. Новая мирная эпоха, в которой, правда, всё равно хватает страданий. При этом после сотворения мира Лю Кан отказался от статуса хранителя времени и стал просто богом огня, хранителем Земного Царства. Ну а песочные часы он доверил Герасу, помощнику Кроники из Mortal Kombat 11. Правда, нового Гераса Лю Кан создал самостоятельно, так что ему, вроде как, можно доверять.
Кун Лао и Рейден теперь обычные фермеры, изучающие боевые искусства в перерывах от сбора капусты. Саб-Зиро и Скорпион — родные братья и оба состоят в Лин Куэй. Китана и Милина — сёстры и дочери императрицы Синдел. Шао Кан больше и не Кан вовсе, а просто генерал на службе у Синдел. Таркатаны уже не раса, а заразившиеся страшной болячкой люди. Перечислять можно долго, но в итоге в новой вселенной все находятся рядом со своей прошлой судьбой, но всё-таки в сторонке. Поначалу кажется, что это весьма аккуратная сценаристика. И только Джонни Кейдж всё ещё голливудский актёр — только теперь на закате карьеры.
Турнир всё ещё существует, но и он изменился
Он и «Смертельной битвой» больше не называется, потому что никто не гибнет — даже не калечится! В новом таймлайне турнир придумал Лю Кан и ныне покойный король Внешнего Мира Джеррод, чтобы миры раз в сто лет могли друг перед другом поиграть мускулами и никто ни на кого не нападал. Звучит глупо, но во вселенной Mortal Kombat 1 работает — победы землян в турнирах охлаждают пыл вармонгеров из Внешнего Мира. К логике Mortal Kombat вообще бессмысленно приближаться с вопросами. Ты либо принимаешь эту детскую фантазию взрослого мужика, закалённого на боевиках и фантастике 80-х, либо нет.
Собственно, первая треть сюжета в Mortal Kombat 1 — это самый кайф. Пока вселенная кажется действительно новой и чистой, пока нам аккуратно и детально раскрывают обновлённых персонажей, а главный замес — это грядущий турнир. Тут и вправду можно почти поверить, что разработчики решили выкинуть к чёрту всю накопившуюся в серии неразбериху и собрать вселенную с нуля, спокойно и с чётким планом. Но ключевое слово — почти. Потому что открывающая сцена с Шан Цзуном не даёт покоя и наводит на подозрения, которые быстро начинают сбываться.
Mortal Kombat 1 — это опять ремикс, но теперь игр эпохи PS2 и особенно Deadly Alliance
Впрочем, на это со всей силы намекал даже ростер, в который вернулись такие персонажи как Ашра, Ли Мей и Хавик. Некоторые англоязычные критики уже окрестили игру «любовным посланием эпохе PS2». Так оно и есть.
Турнир заканчивается быстро (победой землян, но это вообще не важно) и начинается шпионская операция по тайной поимке Шан Цзуна во Внешнем Мире. Он по задумке Лю Кана должен был нищенствовать в своей кибитке, торгуя в сёлах поддельными зельями. Но кто-то выжившей в прошлом таймлайне (угадайте, кто) вмешался и Шан Цзун стал колдуном, трикстером и злодеем. Точно так же из помойки за шкирку вытащили второго колдуна-злодея — Куан Чи. И Шан Цзун с Куан Чи сформировали новый смертельный альянс, который хардкорные фанаты Mortal Kombat прекрасно помнят по игре Deadly Alliance.
И чем дальше мы движемся по сюжету, тем сильнее герои приближаются к своей судьбе из старого таймлайна. Кенши лишается зрения, Шао уходит в сепаратизм и навостряется на трон Внешнего Мира, Рейден задумывается о том, что ему в бою не хватает ярости. А параллельно у нас происходит вольный ремейк Deadly Alliance с элементами Deception — особенно если посмотреть концовки героев в «Башнях». А заканчивается всё уже ремейком финальной сцены из Mortal Kombat: Armageddon, которая превращает Mortal Kombat 1 в самое прямое и чёткое продолжение Mortal Kombat 11. Ну что же, оригинальная трилогия свой ремикс получила давно, теперь дошла очередь и до эпохи PS2.
А хорошо ли это?
Вопрос сложный. Если оценивать сюжет Mortal Kombat 1 просто как фантастический боевик — всё круто. Туповато, но круто. К постановке и картинке уже в четвёртый раз подряд никаких вопросов нет. На фоне сюжетных кампаний современных выпусков Mortal Kombat непонятно, зачем серии экранизации. Просто кайфануть, не сильно задумываясь, можно и нужно. Лучше NetherRealm сюжетные режимы в файтингах не делает никто.
Фансервисность новой игры сильно зависит от того, застали вы PS2-эпоху Mortal Kombat или нет. Игры, выходившие тогда сложно назвать хорошими (кроме спин-оффа Shaolin Monks). Но я их наблюдал подростковыми глазами, а потому всё равно как-то где-то полюбил. Ностальгией по оригинальной трилогии мы уже насытились сполна, поэтому возвращение к историям Deadly Alliance, Deception и Armageddon будоражит мою фанатскую кровь.
Но следом я вспоминаю в какую горящую помойку превратился лор Mortal Kombat в эпоху PS2. Все эти Онаги, Аргусы и Блейзы до абсурда переусложнили историю. Персонажей стало чересчур много, а смысла в них — мало. Уйти от этого и аккуратно всё написать с нуля — хорошая идея, от которой разработчики отказались. Более того, они вернули не только переусложненный лор эпохи PS2, но и концепцию мультивселенной из Mortal Kombat 11. У нас теперь есть бесчисленное количество таймлайнов, в которых хранителем времени может оказаться кто угодно — от Рейдена до Кано. Миры уже столкнулись в Mortal Kombat 1 и обязательно сделают это снова в будущем.
За сюжетное будущее серии мне немного боязно, хотя финалом Mortal Kombat 1 я заинтригован — потенциально интересные варианты развития есть. Но разработчики уже больше десяти лет делают только ремейки и ремиксы старых частей. Наследие — это прекрасно, но жить только на нём нельзя. Да и бесконечно перезапускаться — такое.