Stellar Blade от корейской студии Shift Up и Sony среди геймеров стала настоящим символом борьбы за право на творческое видение в мире цензуры. Западный интернет с самого анонса яростно критиковал игру за чрезмерно сексуализированную главную героиню, не попадающую под принятые сегодня стандарты женских персонажей. А большинству игроков она как раз понравилось. Да и глава Shift Up не стеснялся. Честно говорил, что да, по зову сердца делаем героиню максимально привлекательной и не стесняемся этого.

Настало время разобраться, есть ли в Stellar Blade что-то, кроме откровенных нарядов, провокационных поз и желейной физики груди.

Любить за развратные костюмы

Героиня Stellar Blade Ева — девушка действительно не скромная. Костюмов для неё в игре десятки. Есть среди них и довольно целомудренные, но большая их часть — настоящая провокация. От коротких юбочек и глубоких декольте до фактически полного обнажения. Но стоит признать, что лишь малая часть нарядов получилась безвкусной или вульгарной. Всё-таки студия Shift Up основана опытным художником Кимом Хён Тэ. Он в рисовании изысканно одетых привлекательных девиц разбирается. Вот и в Stellar Blade всё как он привык — вызывающе, но стильно и для глаз однозначно приятно.

Откровенные позы и трясущиеся ягодицы нас тоже не смущают, а только радуют. Такого в игровой индустрии почти не осталось, а более «приличных» альтернатив миллион. Если уж топить за разнообразие, то и подобные творческие решения нужно поддерживать. Ну вот такой у нас тут мир, все женщины тут откровенно одеваются! Ну и пусть.

Скриншот из Stellar Blade для PS5. Обзор Stellar Blade
Очень ждём патч с фоторежимом

Ненавидеть за слабую проработку характера героини

Ева — не совсем пустой персонаж. И уж точно не «секс-кукла», как прозвали её хейтеры. Определённое развитие она по ходу сюжета получает. Да и под стандарты «сильной независимой женщины» она попадает — проблемы девушка решает самостоятельно и весьма эффективно, хотя и помощь ей иногда требуется.

Беда в том, что у Евы нет стержня, как бы это не звучало. Она слишком мила со всеми, всегда приторно добра и наивна, отчего порой кажется просто глупой. Сюжетом это оправдано, но интереснее от логичности такого образа не становится. Всю игру отчаянно не хватает личного конфликта и эмоций. Некоторые второстепенные герои в этом плане куда интереснее.

Скриншот из Stellar Blade для PS5. Обзор Stellar Blade

Любить за сюжет

С самого анонса игру сравнивают с Nier: Automata. Иногда в позитивном ключе, а иногда в негативном, называя Stellar Blade тупым клоном. Мотивы в играх действительно похожие. Ева — андроид, микс стали и живых тканей, искусственного интеллекта и человеческой осознанности. Она — боец в в постапокалиптическом мире, где Земля захвачена мутантами-биотивами, с которыми и борются остатки человечества, укрывшиеся под руководством всемогущего ИИ в «ковчегах» на орбите. Разумеется, на самом деле всё не так просто, и многие тайны ещё предстоит открыть.

История Stellar Blade не лишена как минимум любопытных поворотов и ярких героев, игра просто не очень умело работает со своим материалом. Она слишком рано раскрывает все интриги, делая это через намёки и раскиданные по уровням записки, но будто сама не понимает этого. Мы уже всё давно раскусили, а игра продолжает подмигивать и намекать — получается фарс.

Но в целом это нормальная боевая фантастика (хоть и с ужасными диалогами), которая задаётся уже привычными сегодня вопросами трансгуманизма и технологической сингулярности. И да, местами это сильно похоже на Nier: Automata. Хоть и не так артхаусно, без метауровней и осознанного издевательства над игроком. Но как будто у «Автоматы» много других аналогов. А спрос-то есть.

Скриншот из Stellar Blade для PS5. Обзор Stellar Blade

Ненавидеть за неравномерную структуру истории

Как я уже написал выше, игра слишком рано раскрывает карты и слишком уж дотошно всё разжёвывает. Уже в прологе можно прикинуть развитие истории с большой точностью. Единственный способ избежать «спойлеров» и хоть как-то удивляться по ходу сюжета — бежать строго по нему, никогда не сворачивая с прямого пути, ничего не читая, ни с кем не разговаривая. Но кто же так играет?

К тому же активно история Stellar Blade развивается только во вступлении и в финальной трети игры. Под конец начинается настоящая бомбёжка фактами, порой всё-таки внезапными, интересными боссами с предысторией, крутыми локациями и масштабными событиями. Врубается то ли «Евангелион», то ли техноверсия Bloodborne. Появляется постановка с крутыми кат-сценами (которыми до этого игра не сильно балует) — и Stellar Blade расцветает. Но между прологом и финалом проходит большая и самая скучная часть игры, на которой многие ярые критики наверняка и отвалились.

Скриншот из Stellar Blade для PS5. Обзор Stellar Blade

Любить за боевую систему

Stellar Blade — это царский скоростной слэшер, совмещающий идеи классических представителей жанра и Sekiro. Но чтобы оценить боевку по достоинству, её нужно понять. Самые распространённые претензии: нельзя прерывать свои комбинации, чтобы увернуться, малое количество этих самых комбо, бесполезная стрельба и слишком редкая возможность пропихнуть во врага полные серии атак, наносящие весомый урон. Всё это относится по большей части к боссам, так как обычные противники, как и положено, закликиваются без проблем. Если не задавят толпой.

Дело в том, что боссов и сильных противников в Stellar Blade не стоить атаковать в лоб. Практически бессмысленно пытаться сразу провести длинную серию атак. Чтобы нанести значительный урон и самому не наловить ударов, придётся сначала снять вражескую защиту. Она подтачивается и обычными лобовыми атаками, но это долго. А чтобы было быстро, нужно пользоваться всем арсеналом защитных действий. Идеальное парирование станит врага и позволяет навернуть вожделенное длинное комбо. Идеальный уворот за спину противнику позволит атаковать его, собственно, со спины. А идеальный уворот назад — быстро всадить обойму одной из пушек ему в уязвимое место.

Можно сконцентрироваться на чём-то одном, можно мастерить и пускать в ход всё, дополняя использованием расходников, спецатак, спринтом, стрельбой из тяжёлого оружия и обычными кувырками. Stellar Blade — это тактический слэшер, ожидающий от вас не менее тактического мышления. Нельзя просто сыпать зазубренными комбухами, нельзя уходить в схему «удар-уворот», любая атака должна быть продуманной. В то же время игра не заставляет играть только от парирований, как та же Sekiro или Lies of P, или обязательно осваивать идеальные увороты. Здесь есть простор для собственного стиля, а закрепить его можно с помощью прокачки и снаряжения. Я, например, нащупал билд, очень быстро накапливающий заряд для мощных атак, глушащих даже боссов — и спамил ими, практически не оставляя негодяям времени для ответа, но это лишь один из возможных путей. На поздних этапах я переделывался в «стрелка» и это были уже совсем другие ощущения.

Скриншот из Stellar Blade для PS5. Обзор Stellar Blade

Ненавидеть за открытый мир

Хотя правильнее назвать его полуоткрытым. В игре есть как более линейные «постановочные» уровни (почти все прекрасные), так и пара огромных локаций, доступных для более свободного исследования. Обе очень интересные: пустынная помойка со скалами и просто пустыня с торчащими то тут, то там руинами (прямо как в Nier: Automata). Вот уж где можно почувствовать духоту и разочароваться в игре. Особенно учитывая, что именно в «пустынных головоломках» чаще всего задействован платформинг, который в Stellar Blade невыносим.

А зачем тогда этот полуоткрытый мир исследовать? Чтобы копить бонусы и ресурсы, увеличивать полоски здоровья и энергии, пополнять коллекцию костюмов и закрывать второстепенные задания. Если этого не делать (разве что костюмы можно не искать), под конец будет очень тяжело. Финальная треть игры беспощадна, хотя до неё игра выдерживает весьма щадящую сложность.

Вот и приходится терпеть. Других причин нет — сайд-квесты в игре очень «базовые» и лишь в единичных случаях рассказывают интересные истории. Чаще всего Еву просят кого-то найти, она ищет-ищет и находит труп. Обращаться к ней за помощью должно стать дурной приметой в мире Stellar Blade. Хотя есть несколько второстепенных заданий, сталкивающих Еву с усиленными версиями уже убитых боссов — вот на такое времени не жалко.

Скриншот из Stellar Blade для PS5. Обзор Stellar Blade
Арка этой механической девушки — набор самых интересных сайдов в Stellar Blade

Любить за графику и стильный эклектичный дизайн

Stellar Blade шикарно выглядит, работая при этом без просадок частоты кадров и багов. Внутрь разработчики натащили вообще всё, до чего дотянулись. И пыльный постапокалипсис, и «Матрицу», и прочий киберпанк, отдающий небезызвестным польским, и всякий футуризм вперемешку с Y2K, и даже немного Resident Evil, и много чего ещё. Но им хватило чувство вкуса, чтобы всё это собрать в цельное произведение со своим уникальным визуалом и звучанием.

Музыку, кстати, написал студия MONACA. Она же работала и над саундтреком Nier: Automata, так что здесь сходство между двумя этими играми самое заметное. Иногда даже слишком сильное! Но главное, что саундтрек правильно раскачивает и попадает в атмосферу как надо. И лёгким электронным эмбиентом с нежным вокалом, и долбящей по макушке джентухой на самых изуверских боссах.

Скриншот из Stellar Blade для PS5. Обзор Stellar Blade

Stellar Blade — не какое-то выдающееся, глубокое произведение. Иногда её даже хочется назвать тупой, но не в обиду. Всё-таки это игра, которая шикарно выглядит и звучит, а её геймплей достаточно продуман, чтобы и до финала не надоесть, и о «новой игре плюс» заставить задуматься. Там ведь и новые костюмчики, и дополнительные слои прокачки — ну кто ещё так делает?

Корейские разработчики донатных помоек про ещё более раздетых и похотливых девчонок (посмотрите на их предыдущую игру NIKKE) в 2024 году выпустили самую отполированную и просто приятную одиночную ААА-игру. Пока Microsoft закрывает разработчиков великой Hi-Fi Rush, у Sony уже второй после Helldivers 2 однозначный хит.

художества