В русскоязычном игровом сообществе почему-то существует мнение, что Nintendo доит серию «Марио», пуляя играми про водопроводчика как Activision пуляют новыми Call of Duty. При этом предыдущая полноценная часть Super Mario Bros. (не путайте её с просто Super Mario) выходила вообще-то аж 11 лет назад — ещё на Wii U.
Nintendo выпускает новые части своих серий, только если в них на самом деле есть что-то новое — прямо сильно новое, меняющее впечатления от знакомого базового геймплея. И Super Mario Bros. Wonder, будучи двухмерным платформером, умеет удивлять, а главное — веселить.
После двух частей Super Mario Maker казалось, что в 2D-платформерах про Марио уже нет смысла
Серия Mario условно делится на три подсерии — двухмерные платформеры, трёхмерные и всякие спин-оффы в других жанрах вроде Super Mario RPG. Из-за этого и возникает ощущение, что игр про Марио слишком много. А их и вправду много — но это всё очень разные игры.
База серии, конечно же, трёхмерные платформеры — как раз они самые большие, красивые и экспериментальные. А вот 2D-выпуски ещё со времён New Super Mario Bros. многими воспринимаются как развлечение попроще, потому что проще сам жанр. Пика он достиг как раз в Super Mario Maker — это по сути конструктор двухмерных игр про Марио, в котором фанаты наделали столько безумных уровней, что и непонятно, как с их фантазией вообще можно конкурировать. В Nintendo придумали.
В своей основе Super Mario Bros. Wonder — это просто очень хороший платформер
Разумеется, Nintendo знают, как работать с жанром. Поэтому нет смысла в очередной раз расписывать, насколько тонко тут настроены прыжки и ускорения, какие красочные и разнообразные в игре уровни, как тонко проработан сам дизайн уровней, насколько выверена расстановка врагов и препятствий. Всё это сделано на эталонном уровне, до которого дотягиваются только самые лучшие фанатские уровни из Super Mario Maker.
Но даже основу разработчики прокачали. Например, значками, которые открываются по мере прохождения и дают персонажам (их тут на выбор много) новые способности. Возможность делать рывки под водой или прыгать вверх по стенам на одном уровне может оказаться бесполезной, а на другом упростит прохождение или откроет доступ к новым секретам — такая лайтовая почти-метроидвания, с которой интересно экспериментировать. Так же работают и разбросанные по уровням новые пауэр-апы, превращающие героя в слона или живую дрель.
А для кооперативного прохождения настоящая находка — это играбельные персонажи Кралик и Йоши. Они не могут использовать усиления, но при этом совсем не получают урон. Если проходить игру с маленькими детьми или друзьями, которые не особо прошарены в хардкорных платформерах (а игра вообще не простая, особенно на уровнях-испытаниях) — это идеальный выбор для них, делающий прохождение веселее для всей партии. Деталь маленькая, но очень важная.
Но киллер-фича игры — волшебные цветы, спрятанные на каждом уровне
Иногда их не так-то просто найти, но поиски того стоят. Цветок моментально устраивает безумное представление, переворачивающее геймплей с ног на голову. Уровень может превратиться в раннер в духе музыкальных забегов из Rayman Legends, перспектива может поменять с вида сбоку на вид сверху, по локации может пронестись стадо каких-то носорогов, сносящих вообще всё, включая финальный флажок. Трубы превращаются в червяков, цветы-пираньи поют, надутые бегемоты скачут, ракеты летят, а Марио превращается в гумбу — полный развал. На каждом уровне! А их больше сотни!
Невозможно описать, насколько это смешно, ярко и весело — особенно в кооперативе на четверых, который сверху своего задорного хаоса добавляет. Поиск волшебных цветов — главный мотиватор пылесосить уровни и двигаться дальше.
Но главный феномен Super Mario Bros. Wonder в том, насколько это цельная и ладно собранная игра. Каким лёгким позитивным настроением она моментально заражает. Каким волшебным образом в ней сочетается картинка, звук и происходящее на экране мельтешение.
Поиск секретов и перепрохождение уровней в ней — не обязалово, это в принципе ничего весомого не даёт. Но этим просто хочется заниматься и безо всяких уловок. Потому что весело, чёрт возьми. Доктор Марио принёс универсальную таблетку от видеоигровой духоты.
Извини, но нормальный сценарий в другом замке: рецензия на «Братьев Супер Марио»