Говорят, что Tekken — это сложный в освоении ультрахардкорный файтинг, ориентированный на оборону. В детстве, влюбляясь в серию, я этого, конечно же, не знал. Мы с друзьями дичайше баттонмэшили в третьей части дома и во второй на аркадном автомате в парке развлечений. И было просто весело! Особенно когда выпадало поиграть за Эдди или Хварана.
На шестой части, уже в сознательном возрасте, я вернулся к серии, заглянув наконец-то в онлайн. И выяснил, что всё правда — реальные, умеющие играть фанаты сидят в блоке весь матч и единожды тебя подловив, снимают обидным жонглированием всю полоску здоровья. Восьмая часть пытается эту традицию слегка надломить, но легче от этого не становится.
Основа Tekken 8 не изменилась
Да и чему там меняться? Это всё ещё классический 3D-файтинг про боевые искусства и комбинации. Фаерболами тут никто в целом не кидается, бой всегда идёт «нос к носу», а шаг в сторону может быть важнее своевременного блока. Начать традиционно просто — управление интуитивное, а простенькие комбо собираются сами собой. Но если заглянуть в мув-лист, может поплохеть: там десятки комбинаций, ударов и связок, которые крайне желательно выучить. Но такова уж Tekken.
Зато если уж захочется просветлиться, пожертвовать сотню-другую часов и разобраться во всех тонкостях — игра поможет. В Tekken 8 самый дотошный режим обучения, что я видел в жанре. Настроек миллион, можно и каждый удар отработать, и все возможные комбинации прогнать, и фреймдату выучить. Есть даже режим боя с призраком — с аватаром, который обучается на твоём собственном (или чьём-то из интернета, на выбор) боевом стиле. Такой вот бой с тенью, который без шуток помогает совершенствоваться.
Tekken 8 поощряет агрессивный стиль игры, что для серии нетипично
Делает она это по-всякому: от возможности вернуть часть потерянного здоровья до пробивных ударов. Нюансов куча, всё я не перечислю (и наверняка даже не всё знаю). Но в основе «новой агрессии» две механики: Rage Art и Heat. Первая знакома ещё по седьмой части, да и во многих других файтингах есть её аналог. Она позволяет один раз за раунд активировать мощнейшую атаку, если у тебя осталось совсем мало здоровья. От этой атаки легко уйти, её можно блокировать, но если уж пройдёт — может и ход боя перевернуть. Или вообще его закончить, если здоровья мало у обоих бойцов.
А вот Heat — новое изобретение. Теперь один раз за раунд в любой момент можно перейти в режим Heat — либо вдарив специальным ударом (который выполняет ещё и функцию комбо-брейкера), либо проведя специальное комбо, которое можно завершить стремительным рывком к врагу. В режиме Heat появляются новые приёмы, а старые начинают снимать немного здоровья даже через блок. При этом полоска Heat быстро истончается, но в любой момент можно потратить её остатки на Heat Smash — ещё один мощный удар в духе Rage Art. Собственно, опыт показывает, что Heat Smash завершает матчи даже чаще, чем Rage Art.
Кайф в том, что полоска Heat заполнена у обоих игроков в начале каждого раунда. Игнорировать её нет смысла, копить ничего не надо. Благодаря этому отсиживаться в блоке и вправду стало сложнее, а наказывать чересчур осторожных соперников с помощью внезапного Heat-комбо — приятнее. Динамика боев изменилась, Tekken стала ещё быстрее.
Но оказуаливания не произошло. Потому что если нормально не освоиться, то и толку от Heat и Rage Art не будет. Ну нанесёшь ты врагу пару болючих ударов в те редкие секунды, когда он тобой не жонглирует. А дальше что? В полной мере новые механики работают только в связке со старыми. Если ты умеешь сложить красивое комбо и аккуратно просунуть его во вражескую оборону, то в него и Heat-удары вписать можно, и суператакой всё завершить, и «рейдж артом» под конец шлифануть.
Но Tekken — это не только заучивание комбинаций и фреймдаты
Это по-прежнему шикарный компанейский файтинг. Главное, чтобы в компании никто не умел играть. В крайнем случае можно договориться всем хаотично жать на кнопки. Или вовсе включить упрощённое управление, тогда точно будет весело и не обидно. Тем более персонажи традиционно яркие (это очень важно). Даже новички на фоне ветеранов вроде Нины и Ёсимицу не теряются, особенно цундере Рейна и любительница кофе Азусена.
Tekken 8 шикарно выглядит и сшибает с ног своей истинно японской стильностью. В первые часы игра захватывает не столько своей отточенной механикой, сколько изысканными костюмами героев, детальными аренами и энергичной музыкой — той самой атмосферой. А уж за возможность включить музыку из всех остальных частей серии вообще можно не глядя накинуть игре пару баллов.
В Tekken 8 тонны одиночного контента. В ней привычный по серии идиотский юмор и сюжетная кампания с такой анимешной постановкой, что и Mortal Kombat позавидует. Там, правда, опять сто раз пережёванная междоусобная возня представителей семейства Мисима, которую ещё пару частей назад стоило прекратить пересказывать (подробно я рассказывал у себя в телеграме), но глазу приятно.
В Tekken 8 есть отдельная сюжетка — «Аркадный режим». Она учит основам и пытается донести мысль: «Теккена» не надо бояться, игра весёлая. Главное не победа, а участие! А потом ты выходишь в онлайн и понимаешь, что это ложь. Tekken всё ещё страшная и бескомпромиссная игра. Что тоже может зацепить.
Но у неё есть и другая сторона. На ней товарищеские матчи с друзьями и мини-игра про пляжный волейбол. Дурацкие наряды в меню кастомизации, симпатичные девчонки и мальчишки в ростере, до смешного пафосный сюжет и наэлектризованный саундтрек. Одно другого не исключает, но по желанию может полностью заменить. И всё равно получится великолепная игра.
Мечи, уроды и сносная сюжетная кампания: рецензия на Soulcalibur VI