Второй «Человек-паук» от Insomniac и Sony можно разбить на пять основных элементов: битэмап, стелс, полёты по городу, мини-игры и кино. Вот про каждый из них отдельно и поговорим. Потому что писать стандартную рецензию на игру нет смысла. В целом это ровно тот же «Паук», что и в 2018 году. Уверен, многим и этого факта будет достаточно!

Хороший ли из Marvel’s Spider-Man 2 получился битемап?

Игра по-прежнему работает на механиках серии Arkham — в любой схватке можно победить, просто атакуя обычными ударами и парируя-уворачиваясь, когда над головами врагов светится специальный сигнал. Конечно, есть нюансы. Некоторым врагам нужно увернуться за спину, некоторых стоит подкинуть в воздух, зажав кнопку атаки, а кого-то можно бить только после парирования. Это простая, но рабочая схема, требующая умеренной внимательности и реакции.

Но можно играть и красиво, заплетая комбухи как в Devil May Cry. Инструментов для этого тьма: веб-шутеры, гаджеты, «заклинания» на кулдауне, возможность швыряться предметами — всё друг с другом гладенько и приятно сочетается. Даже если просто между делом прожимать все суперудары и гаджеты. Проблема игры в том, что она не особо мотивирует всем этим многообразием пользоваться. Лично у вас должен быть интерес экспериментировать и выкручивать пальцы. В противном случае «Человек-паук 2» быстро задушит однообразием. Раз за разом игра кидает игрока на арену и заливает волнами врагов, какой-то режиссуры в боевых сценах нет, а их очень-очень много.

При этом наличие сразу двух Пауков геймплейно никак не оправдано — разницы между ними никакой. У Паркера и Моралеса формально разные «заклинания», но работают они одинаково. Какая разница, бьёшь ты по площади электричеством или щупальцами симбиота? Эффект-то один.

Хороший ли из Marvel’s Spider-Man 2 получился стелс?

Не особо, потому что враги не умеют смотреть вверх. Противников можно отвлекать, выстрелив в какую-нибудь помойку. Их можно притягивать наверх паутиной или прыгать на них, вырубать и снова скрываться где-нибудь под потолком. Изредка на бедолаг можно уронить что-то тяжёлое. При этом Spider-Man 2, подсвечивая врага, чётко даёт понять, заметят ли нападение его товарищи. Думать и рисковать не нужно в принципе. Особенно, учитывая, что противники и так слепые и глухие.

Стелсить в Spider-Man 2 не муторно и даже по-своему весело, но это очень простецкое развлечение. Однако разбавить им бесконечные одинаковые сражения бывает приятно, а как надоест — всегда можно перейти к открытому и шумному битью морд.

Хороший ли из Marvel’s Spider-Man 2 симулятор полётов по городу?

Это лучшая часть игры, которая оправдывает наличие в игре открытого мира. Но каких-то радикальных изменений по сравнению с первой частью тут нет. Человек-паук всё так же эффектно цепляется паутиной только за реальные объекты (хотя «под капотом» это специальные невидимые точки), мощно раскачивается и кувыркается, идеально балансируя между аркадностью и правдоподобной физикой. Поток ловишь моментально, физику происходящего ощущаешь интуитивно и человеком-пауком себя реально чувствуешь. Как и в первой части.

Главное нововведение Spider-Man — вингсьют. Вовремя его раскрывая и ныряя в отмеченные кольцами потоки воздуха, можно пролететь через весь город. Но базовые полёты на паутине вингсьют не убивает. Потому что круче всего именно чередовать способы перемещения. Всё-таки раскачка и рывки с помощью паутины позволяют сохранять скорость и высоту.

Нововведение поменьше — «реалистичный режим», в котором игра меньше помогает с раскачкой. Так летать сложнее, погони становятся более потными, но и веселья становится ожидаемо поменьше. Однако в целом перемещение по городу — это душа серии. Можно расслабленно летать по кайфу, можно творить красоту — ощущения как от какого-нибудь симулятора экстремального спорта. Spider-Man 2 — это Tony Hawk’s Pro Skater (или даже Skate) от мира супергеройских игр.

Хорошие ли в Marvel’s Spider-Man 2 мини-игры?

Они в основном сосредоточены в сайд-активностях, а смысл их существования — слегка разнообразить игровой процесс. Дать игроку пару минут отдыха от эпика, драк и полётов. С задачей мини-игры справляются, хотя по сути это элементарные логические головоломки «для всей семьи» — не сильно сложнее пятнашек, которые многие разработчики так любят пихать в видеоигры. Жаль только, что в сюжетные миссии они иногда тоже проникают.

Хорошее ли из Marvel’s Spider-Man 2 получилось кино?

В плане размаха и постановки — мощнейшее. Лучше любого фильма Marvel. Картинка, может, и не лучшая в индустрии, но очень сочная. Режиссура потрясающая. Когда Крейвен бесцеремонно с двух ног врывается в Нью-Йорк — челюсть отвисает. Но вот смысловая нагрузка происходящего — под вопросом. Хотя отдельный вопрос — стоит ли в приицпе задавать вопросы супергероике.

В первой части был довольно острый сюжет, в котором Питеру, переваривая семейные драмы, приходилось противостоять Отто Октавиусу — наставнику и отцовской фигуре. В «Человеке-пауке 2» половину игры мы противостоим скучнейшему злодею — Крейвену-охотнику. Этот безумный волгоградец просто одержим охотой и мечтает помереть в бою, а поэтому одного за другим убивает злодеев из первой части, ну и на паучков тоже охотится. При этом бэкграунд Крейвена и его мотивация запрятаны в сайды, так что если их пропустить — получится совсем уж плоско.

Но истинный антагонист игры, Веном, — это просто концентрированное зло. Симбиот поглощает сознание носителя, оплетает город инопланетной слизью, откусывает головы, превращает людей в монстров и творит прочую недвусмысленную дичь. Переживать мы должны только на счёт того, что где-то там внутри, возможно, ещё жив носитель. И как бы да — там важный для Питера человек… но Веном вот-вот превратит весь мир в склизскую инопланетную пустошь. Конец света происходит! Тут уж не до внутренних метаний.

При этом игра очень любит читать детские нотации, не оставляя простора для интерпретаций. Ну да, дружба всё победит. С большой силой приходит большая ответственность, поняли. Убивать плохо, даже маньяков. Настоящие супергерои среди нас, а семья важнее спасения мира и всё такое. И это не было бы проблемой, не фокусируйся игра на своих копеечных моралях настолько сильно — особенно в переполненных инклюзивностью сайдах с небинарными персонами и геймплеем за глухую девочку.

Игры Sony боятся быть просто играми, им нужно быть социальными высказываниями на тему всего важного и актуального. Класс, но я хочу рвать людей в костюме симбиота, потом уж порефлексирую сам как-нибудь. А максимум, что злобного делает Питер, подхватив в какой-то момент симбиота — ругается и наслаждается ломанием хребтов, которые он и без Венома прекрасно ломал. В общем, смотреть стоит, но лучше не задумываться.


Marvel’s Spider-Man 2 — это красивый дорогой аттракцион. И воспринимать его надо соответственно. Весело? Весело. Ждем третью часть и спин-офф про Венома, которые мало чем будут отличаться от уже вышедших игр. А нам и нормально.

Рецензия на Spider-Man. Ощущение супергеройской свободы, которой не было нигде