Мы продолжаем подводить итоги 2015 года. На очереди десятка лучших фильмов.
Вот уже третий год, подводя киноитоги на «Мужиках», я придерживаюсь одного простого правила — выбираю только новые ленты, которые выходили в российский прокат в течение года. Это правило легко объяснить: мне хочется, чтобы у читателей после прочтения была возможность сразу — в кинотеатре или дома — посмотреть это кино. Поэтому в моей десятке есть «Бердмен», который номинально вышел в 2014 году и нет, например, «Омерзительной восьмерки», релиз которой намечен на следующий год. Также в топ я решил не включать документальное кино. Фильмы я расположил по местам для интриги, но вообще — это просто десять лучших картин года.
И последнее — ответ на вечный вопрос «а где тот фильм?». Если фильм хороший — например, «Молодость» или «Марсианин», — но его нет в десятке, значит он чуть-чуть не дотянул до нее (в финале текста, впрочем, вы найдете вторую десятку фильмов, которым чуть-чуть не хватило, чтобы оказаться в первой). Если вы не согласны с нашим выбором, оставляйте в комментариях свои топы, с удовольствием прочту.
10 — «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»
Новейшая картина суперклассика мирового кино шведа Роя Андерссона — как всегда, меланхоличная притча о современном человеке. Андерссон начал снимать еще в 70-х, потом, после провала своего второго фильма «Гилиап», на долгие годы ушел из кинематографа в рекламу. К удивлению многих, он заработал на этом кучу денег, открыл свою студию и примерно 15 лет назад триумфально вернулся в большое кино. Теперь шведский мэтр снимает по фильму раз в 7-8 лет и так, как сам этого хочет.
Его картины уникальны — в них не двигается камера, все сцены снимаются только в павильонах, а актеры больше похожи на мимов из грустных сказок.
«Голубь…» — один из немногих фильмов, по названию которого можно понять, влюбитесь ли вы в эту картину во время просмотра. Если вам оно нравится, то скорее бегите смотреть, если нет — лучше проходите мимо.
9 — «Снайпер»
Клинт Иствуд продолжает снимать лучшее в мире кино в своем персональном жанре — прямолинейной, лобовой драмы о жизни интересного человека. «Снайпер» — это кинобиография самого смертоносного снайпера в истории США Криса Кайла, который убил в Ираке более 250 боевиков. Для Кайла война стала смыслом жизни и наркотиком, без которого он не мог обходится. Эту человеческую судьбу Иствуд рисует на экране простыми, но как всегда снайперски точными приемами.
В лучших традициях жанра «Снайпер» — это, впервую очередь, антивоенное кино о человеке, мутировавшем на поле боя в машину для убийств. И это фильм о том, что война оставляет в жизни любого человека шрам, который не заживает до самой смерти. Одна из лучших (после, пожалуй, «Цели номер один») картин о конфликтах на Ближнем Востоке и, безусловно, сильнейшая роль в карьере Брэдли Купера.
8 — «Кингсмен»
2015 многие неофициально, но метко прозвали годом шпионского кино. Голливудские студии словно сговорились и выпустили на экраны сразу несколько ярких фильмов в жанре — только навскидку можно вспомнить гайричивских «Агентов А.Н.К.Л.», пятую «Миссию» и, конечно, нового Бонда. Но свежее, мощнее и талантливее всех выступил режиссер Мэттью Вон, снявший хулиганско-утонченный «Кингсмен» — термоядерную смесь классических шпионских фильмов и техничного современного Голливуда.
Только тут Колин Ферт в костюме с иголочки в одиночку вырезает целый церковный приход, а Сэмуэль Л. Джексон запивает дорогим бургундским чизбургеры из «Макдональдса». Про финальную сцену мы вообще умолчим — ничего нахальнее в Голливуде за год точно не сняли. В итоге получился яркий незабываемый шпионский блокбастер и одно из главных открытий 2015 года — по крайней мере, в коммерческом кино.
7 — «Новейший завет»
Если «Кингсмен» хулиганит в коммерческом кино, то «Новейший завет» бельгийца Жако ван Дормеля («Господин никто») занимает по итогам года похожее место в, скажем так, фестивальной нише. Это история бога, скотины и козла, который живет в Брюсселе и каждый день только и делает, что портит жизнь простым людям, обрушивая на них беды и страдания. В какой-то момент такое поведение надоедает его дочери. Она взламывает волшебный компьютер отца, благодаря которому тот управляет человечеством, и рассылает всем людям смсками даты их смерти. Они перестают бояться Бога, и мир начинает потихоньку меняться к лучшему.
У Ван Дормеля, кумира интеллектуальной европейской молодежи, получилась очень смешная и озорная сатира не столько на религию, сколько на человеческое отношение к ней. Несмотря на свое артхаусное происхождение, эта картина будет понятна и, надеюсь, приятна самой широкой аудитории. А еще это единственный в мире фильм, в котором можно увидеть, как Катрин Денев влюбляется в цирковую обезьяну.
6 — «Шпионский мост»
Новый фильм главного режиссера Голливуда Стивена Спилберга — очень традиционная шпионская драма, основанная на реальных событиях: рассказ об обмене русского шпиона Рудольфа Абеля на двух американских граждан в Берлине в конце 50-х, в самый разгар холодной войны.
Фильмы Спилберга можно сравнить с родным домом — в них всегда тепло и уютно. И хочется возвращаться в них снова и снова: ради классической, неспешной спилберговской режиссуры, академичной оркестровой закадровой музыки и как всегда обаятельного Тома Хэнкса в одной из лучших своих ролей.
Это очень гуманистическое кино в лучших традициях классического Голливуда, и очень здорово, что сейчас, в 2015 году, во времена сверхзвукового монтажа и компьютерной графики, находятся люди, которые снимают вот такие фильмы. Спасибо, мистер Спилберг!
5 — «Такси»
Очередная картина-подвиг культового иранского режиссера Джафара Панахи, которому вообще-то снимать фильмы запрещено. Несколько лет назад родные власти за участие в сомнительных митингах посадили Панахи под домашний арест, но даже в такой ситуации он не перестает делать фильмы.
«Такси» — потрясающая, как бы документальная виньетка о Тегеране. Панахи тут выступает в роли таксиста, который колесит по улицам города и снимает все на видеорегистратор и мобильный телефон. К нему в такси подсаживаются самые разные люди — от продавца пиратских дисков (толкает Панахи последнего Вуди Аллена) до религиозных старушек. Из этого многообразия образов собирается очень простое и трогательное кино о человеческой свободе, у которого каждая своя.
А еще это фильм о творцах, которые никогда не могут перестать заниматься любимым делом. Пока в Голливуде (порой) продолжают забивать гвозди микроскопом, Панахи снимает потрясающе поэтичные и пронзительные фильмы за копейки. Не пропустите, это действительно удивительное кино.
4 — «Лобстер»
Йоргос Лантимос снимает фильмы про любовь. Как правило, родственную. В фильме «Клык» родители так любят своих детей, что не выпускают их за пределы садового участка, вводя их в заблуждение рукотворной мифологией. В «Альпах» люди после смерти своих родственников нанимают специальных работников, которые изображают умерших и помогают легче справиться с утратой. В «Лобстере» Лантимос переключился на любовь иную — управляемую институтом брака.
В недалеком будущем герой теряет жену, и по правилам обязан найти новую пару — настолько обязан, что помещается в специальный пансион, где за 45 дней должен, так сказать, влюбиться. Не нашедшие пару обитают в лесу, «за стеной», где наслаждаются одиночеством (лучшие сцены фильма) и скрываются от пациентов пансиона — тех вывозят на специальную «охоту» с подсчетом тел по итогам и с сомнительным вознаграждением для топовых бойцов.
Рассказывать подробности хотя бы завязки «Лобстера» можно долго, но это нужно видеть. Как можно понять из предыдущих работ, Лантимос любит нестандартные сюжеты, и вворачивает их в свой жутко правдоподобный мир. В «Лобстере» это воспринимаешь легче — хотя бы говорят, что действие происходит в будущем. В остальном ощущения от картины те же, что и обычно у Лантимоса: как во сне, настолько четком, что ты иногда похлопываешь себя по щекам и не можешь понять, снится тебе этот беспредел или все на самом деле. И смотришь дальше, понятное дело.
3 — «Бердмен»
Манифест формализма и главный триумфатор последней оскаровской церемонии — человеческая драма в театральных декорациях «Бердмен». Вообще, это единственный фильм в десятке, с которым все ясно. Покажите любому «Бердмена», и он влюбится в него без оглядки, причем отметит в фильме, уверен, что-то свое.
Кого-то поразит невероятный Майкл Китон или еще более невероятный Эдвард Нортон, артисты, карьеры которых этот фильм реанимировал. Кто-то влюбится в воздушную камеру лучшего на свете оператора Эмануэля Любецки, другие — в магические закадровые джазовые барабаны Антонио Санчеса. Продолжать можно бесконечно.
«Бердмен» — это уникальный сплав технического и сценарного совершенства, ультимативное современное кино о театре, творческих компромиссах, с которыми сталкивается любая знаменитость, и, конечно, о любви. Мексиканская школа кино продолжает завоевывать мир. Если Иньярриту второй год подряд сорвет оскаровский куш с «Выжившим», мы не сильно удивимся.
2 — «Безумный Макс»
Самый смелый, неповторимый и «дышащий» блокбастер года снял, на секундочку, 70-летний Джордж Миллер, который блистательно реанимировал свою же культовую трилогию про Безумного Макса. Новая картина — это пиротехнический бурлеск, высокооктановый безумный пир из трюков, погонь и взрывов. Но еще, что многие как-то упускают, это тонкий рассказ о человеческой жизни и судьбе. По Миллеру люди делятся плюс-минус на две категории — те, кому необходим дом (Фуриоса и девушки), и те, кто будет вечно скитаться (собственно, Макс).
Но больше всего «Безумный Макс» поражает своей пластикой, которая роднит его с лучшими образцами немого кино (не зря Миллер хочет в следующем году выпустить на экраны немую черно-белую версию фильма). Это какое-то волшебство — кино 2015 года, в котором все понятно без слов. В общем, «Безумный Макс» — это невероятно круто. И мы бы сделали его фильмом года, если бы не одна лента.
1 — «Головоломка»
Второй год подряд лучшей картиной на «Мужиках» становится анимационная лента. В 2014 победила прощальная лента Хаяо Миядзаки, теперь — новая шедевральная картина студии Pixar. Американские аниматоры продолжают поражать, удивлять, сводить с ума своими авангардными, ни на что не похожими работами.
«Головоломка» — это история 11-летней девочки Райли. Она переезжает из Миннесоты в Сан-Франциско, и ей многое не нравится — новая квартира, школа, отсутствие любимых подруг и хоккея. Казалось бы, скучнее ничего придумать невозможно. Но авторы нашли неповторимый ракурс: рассказали историю взросления Райли от лица пяти эмоций, которые сидят в ее голове и управляют поведением девочки.
Получилось очень здорово: «Головоломка» — это не просто кино для всей семьи и про семью, как важнейший жизненный институт. Если у вас есть дети, то вы поймете, что «Головоломка» — это еще и хирургически точный фильм о детской (да и взрослой) психологии, обернутый в яркий фантик летнего анимационного кино.
«Головоломка» — это невероятное кино, про которое сложно что-то сказать, хочется только орать от счастья. Pixar в очередной раз доказали, что являются безоговорочными гениями, уникальной студией, которая способна творить чудеса.
Вторая десятка: «Джон Уик», «Молодость», «Звездные войны: Пробуждение Силы», «Мисс переполох», «Иррациональный человек», «Оно», «Племя», «Самый лучший день», «Реальные упыри», «Дикие истории».
Disgusting Men подводит итоги 2015 года. С 21 декабря редакция опубликует материалы о лучших сериалах, фильмах, играх и музыке минувшего. Следите за нашими итогами здесь.