До стриминговых сервисов (пока не российских) добрался один из самых расхваленных и оригинальных хорроров прошлого года. В оригинале фильм Кэмерона и Колина Кэрнсов называется Late Night with the Devil. Как можно догадаться, он сатирически высказывается на тему вечерних шоу. А где вечерние шоу, там и деконструкция всей телевизионной культуры Америки. А где телек, там и поп-культура в целом. Но фильмом легко проникнуться, даже не понимая его бесконечных отсылок.
События «Полночи с дьяволом» разворачиваются в 1977 году
Главный герой — Джек Делрой, ведущий вечернего шоу «Ночные совы». Он достаточно популярен и любим американцами, но годами не может прыгнуть выше «второго места». Рейтинги его шоу идут по наклонной. Несмотря на то, что Джек жертвует ради него всем, даже собственной семьёй. В отчаянных попытках удержать «Сов» на плаву, он идёт на всё, постепенно превращая своё вечернее шоу в околотрешовое представление. У нас его уже успели сравнить с по-своему культовыми «Окнами».
К Хеллоуину 1977 года Джек идёт ва-банк и организует потенциально шокирующий тематический спецвыпуск. Он приглашает на шоу человека, разговаривающего с мёртвыми, иллюзиониста-скептика и одержимую дьяволом девочку Лилли в сопровождении психолога. Что происходит дальше, вы и так уже догадываетесь. Поначалу всё это выглядит китчево, смешно и довольно невинно. Но мы-то знаем, что у нас тут вообще-то хоррор. Поэтому напряжение постепенно закипает, а беседы со зрителями и перебивки на рекламу его только усиливают. Прямо как долгие «мирные» сцены в «Паранормальном явлении». Да и презентуют фильм как «найденную плёнку» — сегодня уже подзатасканный, но всё ещё эффективно бьющий по нервам хоррор-жанр.
Заканчивается всё ожидаемо — ужасно, в самом правильном смысле. И это не спойлер. Направление понятно с самого начала, но это не отменяет финального шока.
«Полночь с дьяволом» — бюджетное, но крайне стильное и даже глубокое кино
Создатели фильма не просто так выбрали именно 70-е и отработали сеттинг на все деньги. Под конец 70-х телевидение в Америке всё ещё имело огромную силу. До интернета ещё сколько ждать! С другой стороны, аудитория уже начала уставать от устоявшихся форматов, а продюсеры старались удивить людей в попытках сохранить и преумножить рейтинги. Само собой, все средства были хороши. Об этике, ответственности и возрастных ограничениях в те дикие годы можно было не беспокоиться. Поэтому на ТВ по соседству с семейными ситкомами частенько творился вполне себе легальный высокобюджетный трэш.
Разнузданные 70-е в США, последовавшие за протестной эпохой, — самое опасное, свободное и нарциссическое десятилетие в поп-культуре. С этим «Полночь с дьяволом» и работает. Камерно, но так же дотошно, как Тарантино работал с «золотым веком» в «Однажды в… Голливуде». И чтобы прочувствовать это, не обязательно знать, на каких именно ТВ-телепатов ссылается говорящий с мёртвыми «маг» Кристу — вы всё равно узнаете «общий» образ. Не нужно много знать и о «Церкви Сатаны» Антона Лавея, чтобы уловить что-то знакомое в образе местного сатаниста Шандора Д’Або, в чьём культе и выросла одержимая девочка Лилли. Пожалуй, невозможно отрезать себя от поп-культуры настолько, чтобы не уловить атмосферу «Полночи с дьяволом» и не проникнуться ей.
Шарлатаны, скептики, сатанисты, трэш в прямом эфире, батин юмор, ретро-тоска и футуристическое веселье — всё это собрано в рамках одного хэллоуинского выпуска шоу «Ночные совы», которым и прикидывается фильм. Каст не примелькавшийся, но очень крепкий. Стилизация безупречная. Цепкое, напряжённое мокьюментари, которое на уровне ассоциаций по касательной цепляет ещё и поехавшее вечернее шоу из Alan Wake 2, и крипипасты о ТВ-инцидентах. В российском прокате фильм выйдет 6 июня, а сейчас его можно посмотреть Shudder и Amazon Prime Video.