PlayStation 5, конечно, тоже замечательное устройство, но именно с четвёртой «плойкой» уходит (но пока ещё не ушла) эпоха. За эти десять лет многое в игровой индустрии изменилось, а понятие поколений на консольном рынке совсем размылось. Юбилей PlayStation 4 — хороший повод вспомнить, что же сделало её особенной и последней в своём роде.
PlayStation 4 поражала своей мощностью
И не сырыми терафлопсами, которые ни о чём никому не говорят, а реальной картинкой, которую она показывала в играх с самого старта. Игры на PS3 после выхода «четверки» смотрелись как «прошлое поколение», как в своё время было при переходе с PS2 на «тройку». Одна только The Last of Us, разве что, была исключением. Но как она заставляла кряхтеть, тарахтеть и греться старушку PS3! А на старте PS5 нас удивляли только ремейком Demon’s Souls и быстрыми загрузками. Здорово, но уже не шок и трепет.
«Кроссген» существовал и на выходе PS4 — в первые годы её существования потенциальные хиты, вроде Assassin’s Creed 4: Black Flag и Call of Duty выходили и на прошлом поколении (всякие спортсимы не считаем в принципе). Но версии для PS4 выглядели и работали настолько лучше, что никаких вопросов о целесообразности покупки новой железки не возникало. А большие эксклюзивы самой Sony сразу шагнули исключительно в новое поколение и показывали графон, поначалу недоступный даже на топовых ПК. Собственно, PS4 была последней консолью, которая на старте могла уделать по качеству картинки компьютеры.
Эксклюзивы Sony на старте PlayStation 4 ещё не превратились в одну и ту же игру в разных сеттингах
И это самое важное. Сейчас «эксклюзив Sony» — это не только знак качества, но и, в зависимости от контекста, обидное клеймо. Потому что в последние годы все новые игры от Sony действительно очень похожи друг на друга и выступают плюс-минус в едином жанре — это кинематографические «взрослые» экшены об актуальных проблемах западного человека.
А PS4 началась с Knack, Resogun и Killzone: Shadow Fall. Первая — мемный, но качественный трёхмерный платформер с лёгкой атмосферой приключенческих игр времён PS2. В 2013 году картинка в Knack казалась неотличимой от «пиксаровских» мультфильмов. Resogun, будучи простецким сайд-скроллером в духе игр из 80-х, поражала не только своей залипательностью, но и безумным количеством красивейших эффектов на экране. Впечатляет и сегодня, но тогда просто челюсть падала. Ну а Killzone: Shadow Fall — это просто царский сай-файный шутер и последняя на сегодня большая часть незаслуженно забытой серии. Но с тех пор Sony забила не только на серию, но и на шутеры в принципе.
В последующем мы получили недопонятую на выходе, но оценённую многими спустя годы полуаркадную гонку Driveclub. Легендарную Bloodborne, которая в представлении не нуждается — мы её до сих пор периодически облизываем. Трогательную сказку The Last Guardian от разработчиков великих Ico и Shadow of the Colossus. Великолепный ремейк самой Shadow of the Colossus. Всё ещё лучшее интерактивное кино и один из лучших подростковых слэшеров — Until Dawn.
Uncharted 4, Matterfall, The Order: 1886, Ghost of Tsushima, Death Stranding, в конце концов! Огромный список. Всё это чудовищно красивые и очень разные игры. И это мы еще не говорим про мультиплатформу.
Даже топовые «эксклюзивы PS5» стартовали именно на «четверке»: не забываем про Horizon, перезапущенную God of War и «Человека-паука». Игры на PS4 только-только перестают выходить, да и то этот процесс отправки старушки на пенсию кажется искусственным, поскольку даже вторую Horizon и The Last of Us Part 2 она тянула без серьёзных проблем. PS5 от себя ничего существенного до сих пор не добавила, но собирается — чёртовы игры-сервисы.
PlayStation 4 вывела виртуальную реальность на консоли
Несколько лет вышедший в 2016 году PSVR оставался самым доступным шлемом виртуальной реальности — идеальным входом в VR-игры. Это не было оглушительным успехом, но в целом затея окупилась. Sony нашла идеальный баланс между функционалом устройства и его ценой, чего не скажешь о второй версии PSVR для PS5.
Даже сегодня урвать на барахолке первый PSVR, чтобы поиграть в его эксклюзивы (ну, или ради развлечений другого рода) — отличное решение. Это же внушительная библиотека из почти полсотни игр. А уж если смотреть и на мультиплатформенные тайтлы, то игр и вовсе наберётся на несколько лет вперёд, особенно учитывая, что одна только Beat Saber может проглотить пару сотен часов жизни. На этом поле у Sony попросту нет и не было конкурентов.
PlayStation 4 «дружила» с PS Vita и предлагала другие инновации — странные, но любопытные
Буквально на днях вышла недоконсоль переаксессуар PlayStation Portal. По сути геймпад с большим экраном, который подключается по сети к вашей PS5, которая стримит на него игры. Самостоятельно эта штука ничего запускать не может. Сегодня мало кто помнит, но похожий «аксессуар» с такими же функциями был и у PS4. Он назывался PS Vita. Только «Вита» была полноценной портативкой, наследницей PSP. У неё и своя библиотека отличная, и принимать картинку с PS4 она умела и даже в качестве геймпада для большой консоли могла выступать. Жаль, не со всеми играми это работало.
На PS4 мы впервые увидели сенсорную панель на геймпаде и встроенные в него же динамик и микрофон. Да, в большинстве игр это просто гиммик. Но в тех немногочисленных проектах, которые функции геймпада использовали на полную, все это казалось волшебством. Особенно на старте, когда таких эмоций хотелось больше всего. PS5 экспериментировать уже побоялась и добавила в свой контроллер только адаптивные триггеры. Решение понятное, практичное, но и магия развеялась.
PlayStation 4 первой научилась без дополнительного оборудования делать скриншоты и снимать ролики
И сделала это стандартом, даже специальную кнопку на геймпаде под это дело придумав. Сегодня вообще невозможно представить консоли без этих функций. Даже Nintendo Switch скриншоты сохранять умеет. И ничего столь же практично-революционного мы с тех пор на консолях не увидели. PS5 добавила к этим функциям только гору мусорных подсказок и ненужных ссылок, безбожно перегрузив интерфейс в погоне за «социальностью».
PlayStation 4 жива, и дело её живёт. Все её лучшие идеи перекочевали на PS5 и заработали там ещё лучше. Но это и делает «четвёрку» особенной. Это последняя большая консоль, которая нас удивляла, задавала тренды и смело (или безумно) экспериментировала. Следующее поколение стало более «спокойным» и отточенным, пойдя по эволюционному пути, развивая базу, заложенную PS4. И это хорошо! Но без революции нет того уже подзабытого геймерского вау-эффекта, мандража и ощущения шага в будущее, который мы испытывали, впервые включая консоль нового поколения. По этим ощущениям мы будем скучать.